АМИТАБХА

АМИТАБХА (санскр.  – беспредельно сияющий Будда) – один из главных будд в махаяне и ваджраяне, имя которого впервые упоминается в сутрах I–II вв. Некогда он был бодхисатвой по имени Дхармакара и дал обет (среди других 48 обетов) создать «землю Будды» (буддха-кшетра), сосредоточив на этом всё своё внимание. Созданная им небесная страна счастья (Сукхавати) по описаниям напоминает рай монотеистических религий, в ней верующие в Будду Амитабху, наделённые способностью наслаждаться духовно, возрождаются. В буддийской мифологической вселенной Сукхавати располагается на западе и относится к классу «чистых земель», т.е. к самому высшему разряду, к «преддверию» нирваны. Пребывающий здесь Амитабха есть объект медитации, безмолвно обучающий адептов абсолютному единству сущего. В системе «пяти будд» и в искусстве Амитабха изображается с телом красного цвета, сидящим на павлиньем троне, с чашей для подаяния в руках или лотосом. В его мифологическую семью входят два важнейших образа буддизма – Будда Шакьямуни (земное воплощение Амитабха) и бодхисатва Авалокитешвара (идеал махаянского сострадания). Основные сутры, сообщающие об Амитабхе, – большая и малая «Сукхавати-вьюха» («Описание страны счастья»), а также «Амитаюр-дхьяна» («Сутра созерцания Амитаюс=Амитабхи») – стали каноническими текстами китайской школы Чистой земли (Цзинту-цзун) и японского амидаизма. Нагарджуна (II–III вв.) первым из махаянских мыслителей провозгласил Амитабху спасителем (в «Даша-бхумика-вибхаше») и раскрыл его функциональную роль в «Пути освобождения» посредством так называемой Лёгкой практики, в отличие от строгого пути архатов доступной всем верующим. «Чтобы обрести буддство, – говорит Нагарджуна, – тебе (адресату послания) нужно всё подчинить накоплению огромной добродетели. Тогда на период твоих бесчисленных рождений во всех мирах богов и людей ты сохранишь способности мастера йогической медитации и, родившись, подобно благородному Авалокитешваре, предпримешь усилия в помощь множеству мучающихся. После таких рождений ты избавишься от болезней, старости, привязанностей, ненависти и победителем войдёшь в страну Будды. Там, подобно Амитабхе, станешь покровителем всей вселенной с бесконечно долгой жизнью. Излучая мудрость, нравственность, щедрость и являя на земле, небесах и в божественных мирах возвышенно-великолепную чистоту, тем самым доставишь восхищение, подлинную радость и счастье высоким и низким (существам), людям на земле и богам на небе». С IX в. в Китае, Японии, Тибете и с XIV в. во Вьетнаме культ Амитабхи достиг пика популярности; его до сих пор почитают также во всех школах буддизма и их национальных ответвлениях. Согласно тибетскому учению о «живых перерожденцах» – панчен-ламах, они являются воплощениями Амитабхи. Позднее в Тибете, а также в Монголии и в среде буддийских народов России этот культ отошёл на второй план.

 
PR-CY.ru