Словарь по христианству А АВАЛОКИТЕШВАРА

АВАЛОКИТЕШВАРА

АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр. – владыка, взирающий на существа милостиво, в другом прочтении – владыка, внимающий мольбам страдающих существ) – в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветлённое существо, давшее обет, достигнув просветления, не уходить в нирвану и не становиться буддой, чтобы здесь из сострадания (каруна) к живущим оказывать помощь в пути освобождения от страданий. В сутрах Авалокитешвара – олицетворение идеала сострадания и Делатель будд (буддха-кара), поскольку он способствует обретению этого высшего духовного состояния, ему иногда приписываются и функции творения мира, что нехарактерно для буддизма. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, представляя объекты созерцания, бодхисаттвы являются деятельной стороной горних сил, «сыновьями будд». Авалокитешвара относится к семье Будды Амитабхи и известен был в Индии своими 32 формами воплощения, в том числе в виде главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ Авалокитешвары складывался с I в., когда ему стали воздвигать храмы, ваять его образ то в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут), то четырёх-, шести- и тысяче-руким, одиннадцатиликим (или одиннадцатиглавым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» («Ом, жемчужина в лотосе, славься»). Голова же его раскололась на 11 частей, с лицом на каждой из них, затем сросшихся. Огромна популярность этого образа в странах так называемого северного буддизма. Китайцы зовут его Гуань-ши-инь, корейцы – Кваным, японцы – Каннон. Мифология Авалокитешвары дополнилась функциями местных божеств. Поскольку они чаще были женскими, отвечая за чадолюбие, помощь роженицам и т.п., постольку и бодхисаттва изображается женщиной. В гималайских странах и Тибете Авалокитешвару именуют Ченрези (spyan ras gzigs), его культ был первым в этих местах, он стал их покровителем, а Тибет – святой страной Авалокитешвары. Здесь он получил многие новые формы воплощения, особенно важны его живые «перерожденцы» – духовные главы буддийских школ, возрождающиеся уже несколько веков. Далай-ламы гелугпы и кармапы школы кагью – вот самые известные лики Авалокитешвары современности. Прославляется этот образ в Монголии и у народов России, придерживающихся буддизма, которые называют его Арья-Боло (-Бала, -Була) или Хоншим. Почитание его среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды. Поскольку в ваджраяне (Алмазной колеснице), которой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтреи в будущем. Ему приписывается здесь 108 форм воплощения.

 
PR-CY.ru