АГАМА

АГАМА (священная традиция) – название особой категории текстов, создававшихся с начала I тыс. н.э. и противопоставляемых текстам вед (шруги, нигама). Агама как «знание, получаемое из авторитетного источника» входит в число «средств достоверного познания» (прамана), признаваемых философией йоги. Агама в этом значении отчасти совпадает со смрити – «передаваемым по памяти», преданием (в отличие от вед; впрочем, иногда (как, например, в философии ньяя) термин «агама» прилагается к ведам и ведийскому знанию). Тексты агамы, состоящие обычно из кратких изречений – сутр, относятся ко всем основным течениям индуизма: вишнуизму, шиваизму и шактизму. По содержанию агамы могут быть теолого-философскими, йогическими и ритуальными. Наиболее употребительные из них агамы, содержащие всевозможные ритуальные предписания. Ряд агам имеет тантристский характер. Агамами (или тантрами) называются и священные тексты в религиозно-философской традиции кашмирского шиваизма. Они являются, прежде всего, обобщением определённой мистической и ритуальной практики соответствующего направления внутри шиваизма и, как правило, связаны с конкретной школой или сектой, с конкретным именем того или иного тантристского учителя. В своём трактате «Тантра-алока» («Свет тантры») философ-шиваит Абхинавагупта выделяет три основных направления внутри кашмирского тантризма: «дуалистический» шиваизм (объектом почитания здесь выступал Шива вместе со своей возлюбленной Шакти), «дуалистический-недуалистический» шиваизм (основанный на поклонении Шиве в его ипостаси бога Рудры) и «недуалистический» шиваизм (ориентированный на почитание «устрашающей» ипостаси Шивы – Бхайравы). Соответственно, первое течение насчитывает десять основных агам, второе – 18, третье, наиболее влиятельное, – четыре агамы. По другому счёту, существуют 28 «главных» тантристских текстов («сиддханта-агам») и более двухсот «вспомогательных» (упагама) произведений. Так или иначе, все эти тексты, считающиеся божественным откровением, описывают различные формы мистико-эротической практики тантризма, которая указывает адепту путь к освобождению от сансарного круга перерождений. Первоначально шиваитский тантризм существовал преимущественно в своей дуалистической форме, обычно именуемой «шайва-сиддханта», в дальнейшем это направление оказалось почти полностью вытесненным на юг Индии, в Кашмире же начал преобладать недуалистический шиваизм. Адепты агамического направления «Бхайрава» почитали Шиву в его грозном, яростном аспекте; «освобождение» метафорически соотносилось здесь с состоянием яростного божественного опьянения и космического огня, пожирающего собой весь мир. Сторонники агамической секты «Каула» (название восходит к Кула – одному из имён Шакти, означающему родовое начало как таковое) поклонялись разрушительному, эротически-необузданному женскому божеству. В дальнейшем именно секта «Каула» послужила основой главных религиозных направлений в рамках кашмирского шиваизма, т.е. направлений «Трика», или «(Почитание трёх богинь) трезубца (Шивы)», «Крама», или «Нисхождение (божественных сил)», и «Пара», или «(Почитание) Верховной (Богини)». Эзотерическая религиозная практика, основанная на текстах агам, подняла почитание Шакти (особенно в её ипостаси жестокой и смертоносной богини Кали) на уровень, существенно выходящий за пределы чисто внешней обрядности. Теперь сам тантристский ритуал понимается как процесс внутренней самореализации адепта.

 
PR-CY.ru