Словарь по христианству А AВИДЬЯ

AВИДЬЯ

AВИДЬЯ (незнание, неведение) – одно из ключевых понятий индийской религиозной и философской мысли, означающее не столько недостаток в информированности в той или иной конкретной области познания, сколько отсутствие «реализации» индивидом своей аутентичной экзистенциальной природы и соответственно целей своего существования. Авидья находится в теснейшей связи с реинкарнациями и состоянием страдания. Авидья безначальна, так же как и сансара, но их безначальности разнопорядковы: авидья является причиной сансары и её условием, сансара – материализацией авидьи в сериях перевоплощений, которые оцениваются однозначно как страдание, поскольку телесное существование как таковое есть в индийском религиозном сознании существование «нездоровое», избавление от которого возможно лишь с прекращением конечной причины этой болезни – авидьи. Представление об авидьи как источнике всего неаутентичного и потому «страдательного» бытия всех живых существ является общим для различных систем индийской мысли, но каждая идентифицировала её по-своему – в зависимости от воззрений на подлинную природу индивида, затемняемую авидьей. В буддизме авидья, которая является «начальным» звеном в круге, описываемом двенадцатичленной формулой взаимозависимого происхождения состояний бытия психофизической индивидуальной организации («конечные звенья» этой круговой цепочки – рождение, старость и смерть), мыслится, прежде всего, как ложное самоотождествление этой организации с сознанием своего «Я» – сознанием, являющимся причиной желаний и жажды «становления», которые, поскольку они никогда не могут быть удовлетворены, неизбежно ведут к страданию. В брахманистских системах, где «Я» как перманентное и в ряде школ субстанциальное духовное начало признаётся, авидья есть ложное самоотождествление этого «Я» с тем, что считается ему бытийно чуждым – с телесными образованиями (помимо физического тела большинство индийских школ признавало и «промежуточные», полуматериальные), а также с самим психоментальным аппаратом индивида. Наиболее обстоятельно концепция авидьи разрабатывалась в адвайта-веданте. Здесь исследовалась двойственная природа авидьи, состоящая в том, что она, с одной стороны, осуществляет сокрытие истинного положения вещей, с другой – проецирование ложного, которое есть не просто отрицание истинного, но его замещение положительным, неаутентичным содержанием.

 



 
PR-CY.ru