Словарь по христианству А АИД, Гадес

АИД, Гадес

АИД, Гадес – букв. безвидный, не имеющий формы) – в греческой мифологии название инфернального мира, царства мёртвых, инобытия, противопоставленного небесному миру богов; таково же и имя божества, царящего в Аиде, брата Зевса и Посейдона, получившего при разделе вселенной между тремя божественными братьями-кронидами «подземные мраки» (подобно повелителям смерти в иных религиях Переднего Востока (Сету в Египте, Нергалу в Шумере), Аид бездетен). Как божество Аид практически не был объектом специального почитания в Греции I тыс. до н.э. Он отождествляется с Зевсом Хтонием (подземным) и именуется Зевсом нисходящим. Аид как инфернальный мир отделён от мира живых пятью реками: Летой, Стиксом, Флегетоном, Ахеронтом и Кокитом. Отделён он также и стенами с воротами, в которых сидит на страже страшный многоглавый пёс Кербер. Греческий эпос рисует царство Аида мрачными красками. Это – «многозвонкие гулкие домы», «безотрадная обитель мёртвых», где летают как летучие мыши бестелесные и «бездушные» образы умерших, потерявшие память, подобные теням или сновидениям. Только испив крови жертвенного животного, закланного живыми, «образ» на время обретает рассудок, способность мыслить, помнить и говорить, т.е. становится душой. В древнегреческих представлениях настоящая жизнь – это жизнь в теле на земле, а не в Аиде: «С жизнью, по мне, не сравнится ничто... / Можно стяжать и прекрасных коней, и златые треноги; / Душу ж назад возвратить невозможно, души не стяжаешь, / Вновь не уловишь её, как однажды из уст улетела». В Аиде греческого эпоса судьбы всех людей одинаково безрадостны. Их жизнь на земле, благочестие или грех, величье или ничтожество не влияют на посмертную судьбу. Сравнивая своё пребывание в Аиде с жизнью живых, душа царя Ахилла говорит Одиссею: «Лучше б хотел я живой, как подёнщик, работая в поле, / Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, / Нежели здесь над бездушными мёртвыми царствовать, мёртвый». Но особенно плохо тем, кого не предали положенному погребению, кому не приносят заупокойные жертвы и кого не вспоминают живые. Исключительные страдания в Аиде выпадают на долю тех, кто совершил преступления против богов, – Тития, Тантала, Сизифа.

 



 
PR-CY.ru