АНАКАТАРСИС

АНАКАТАРСИС (греч. – очищение древних законов) – наименование деятельности византийских императоров Македонской династии Василия I (867–886 гг.) и Льва VI (886–912 гг.) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: «Исагога», «Василики», новеллы императора Льва VI, «Прохирон». Иногда встречается более узкое толкование – как описательное обозначение «Василик» в их различных редакциях (Карл Эдуард Цахариэ фон Лингенталь, Дмитрий Иванович Азаревич, Андреас Шминк). Целью программы анакатарсиса  была замена «Эклоги» императоров-иконоборцев Льва III (717–741 гг.) и Константина V (741–775 гг.) другими сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов латинского происхождения и переводе классического законодательства в греческую языковую систему. В XIX в. и до 1980 гг. считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединённых общим названием «анакатарсис», первоначально (в 879 г.) был составлен так называемый «Прохирон» (в славянской и русской традиции – «Закон градский»), затем (между 879 и 886 гг.) возникла «Исагога» (традиционное название «Эпанагога», по мнению исследователей, основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причём последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (К.Э. Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно двумя комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только «Прохирон». Однако новейшие исследования (А. Шминк) доказывают, что «Исагога» всё же имела статус официального юридического сборника, была составлена около 886 г. (при активном участии Константинопольского патриарха Фотия) и предшествовала «Прохирону». Содержание её сорока глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и патриарха.

 



 
PR-CY.ru