Словарь по христианству А АЛЕКСАНДРИЯ

АЛЕКСАНДРИЯ

АЛЕКСАНДРИЯ – центр Александрийской православной церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. Площадь около 65 кв. км (без пригородов), население около 3,6 млн. человек (1990 гг.). Александрия основана Александром Великим в 332/331 г. до н.э. после завоевания им Египта. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (т.е. основанное богом Ра), где уже при фараонах Саисской династии (VII–VI вв. до н.э.) селились греки. Это имя носил один из кварталов, а египтяне называли так сам город. Александрия, названная в честь своего основателя, служила форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев (305–30 гг. до н.э.) и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Александрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и настоящим средоточием чудес света. Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пёстрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, Александрия была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, которое осуществляли основанный Александром и вскоре упразднённый совет (буле) и организованное по афинскому образцу народное собрание (экклесия); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу восточных монархий. Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Её население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II в. до н.э. – римляне и италийцы. В первые века н.э. в особую группу выделились принявшие христианство египтяне – копты. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I в. до н.э. оно составляло 300 тыс., то уже через сто лет достигало, по некоторым оценкам, 1 млн. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в Александрии сразу после основания города и занимали один, а позднее два из пяти кварталов города. Главным из них был квартал, расположенный в северо-восточной части Александрии рядом с царским дворцом. Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы.

 



 
PR-CY.ru