Словарь по христианству А АМАТЭРАСУ ООМИКАМИ

АМАТЭРАСУ ООМИКАМИ

АМАТЭРАСУ ООМИКАМИ (дословно с япон. – Великая Богиня, Сияющая на Небе, другое название – Оохирумэ-но мути, дословно – Жрица Великого Солнца) – главное божество пантеона японской религии синто. Культ Аматэрасу Оомиками как главного божества, предка и покровителя японского императорского дома, стал оформляться в конце VII – VIII вв. в процессе укрепления власти правителей центральной области Ямато и образования раннего государства на территории Японии. Согласно мифам свода «Кодзики», Аматэрасу Оомиками появилась на свет из левого глаза бога-прародителя Идзанаги, когда тот совершал омовение в реке, возвращаясь в Страну Света из Страны Смерти, где осталась его супруга Идзанами, умершая после рождения бога огня. По велению отца Аматэрасу Оомиками становится правительницей Равнины Высокого Неба (Такамагахара), где обитали небесные божества. В соответствии со сводом мифов «Нихон сёки» божественная пара Идзанаги и Идзанами, создав Японские острова, породила богиню Аматэрасу Оомиками, уготовив ей роль властительницы мира. Аматэрасу Оомиками представляется богиней-источником света и плодородия. Однажды, обидевшись на своего брата бога ветра Сусаноо, который разрушил оросительные сооружения на полях, возделанных Аматэрасу Оомиками, осквернил её покои, совершил целый ряд поступков, считавшихся в Древней Японии преступными, Аматэрасу Оомиками скрылась в небесном гроте, после чего мир погрузился в темноту и хаос. Лишь путём ухищрений, предпринятых богами (они, изготовив волшебное зеркало, повесив на волшебное дерево яшмовое ожерелье и принеся петухов, возвещающих наступление утра, предались безудержному веселью), удалось выманить Аматэрасу Оомиками – сразу же свет солнца вернулся в мир, и порядок восстановился. В соответствии с другим мифом внук Аматэрасу Оомиками Ниниги-но микото сходит с неба на землю, чтобы установить на Японских островах божественное правление. В качестве знаков императорской власти Аматэрасу Оомиками вручает ему три драгоценности: резную яшму, зеркало и меч. Эти три предмета до настоящего времени составляют регалии императорской власти в Японии. Первый легендарный император Японии Дзимму считается внуком Ниниги-но микото. Первоначально культ Аматэрасу Оомиками отправлялся на территории императорского дворца. Впоследствии божественное зеркало (синтай) было перенесено в святилище Найку (внутреннее святилище), возведённое на берегу реки Исудзу в Исэ (IV в., по другим источникам – VI–VIII вв.), – оно является центральным храмом Аматэрасу Оомиками. В период Токугава (XVII в.) произошло усиление роли императорской власти и соответствующих сакральных символов. Начались многотысячные паломничества в Исэ. В 1868 г. при Мэйдзи религия синто становится государственной, а храмовый комплекс Исэ – национальной святыней. В процессе складывания синкретического синто-буддийского культа в XIII–XVI вв. под влиянием школ тэндай и сингон богиня Аматэрасу Оомиками стала отождествляться с буддой Махавайрочаной.

 
PR-CY.ru