Словарь по христианству А АНАГРАММАТИЗМ

АНАГРАММАТИЗМ

АНАГРАММАТИЗМ – один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т.е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения. Из-за мелодической акцентировки и протяжённости мелоса возникла необходимость повторения слогов, слов, целых фраз. Анаграмматизм (как и другой приём калофонического пения – анаподизм) появился во второй половине XIII в., в законченном виде сформировался в творчестве Иоанна Кукузеля. Термин «анаграмматизм» появляется в кодексах Пападики XIV–XV вв., впоследствии встречается в калофонических Стихарарях и Матиматариях. Развитие этой практики, возникшей сначала в калофонических распевах псалмовых стихов вечерни и утрени Иоанна Кукузеля, полиелея (Пс. 134–135), непорочных (Пс. 118) и др., достигло вершины в обработках самогласных стихир. Анаграмматизм как полный и совершенный вид композиции охватывает весь текст самогласна: в качестве начального избирается, как правило, ключевая по смыслу фраза или слово из любого стиха, кроме первого, и подвергается перестановкам, вклиниваясь в остальной текст, с тем чтобы с помощью мелодии подчеркнуть поэтически, содержательно или богословски значимые его фрагменты, благодаря чему и текст приобретает новые смысловые оттенки. Как вид музыкальной композиции анаграмматизм – вершина византийского мелотворчества. Обязательное дополнение к анаграмматизму – вставка кратимы, обычно ближе к концу песнопения. Известен ряд анаграмматизмов Иоанна Кукузеля: самогласной литийной стихиры праздника Богоявления четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа (1336 г.), заупокойный икос тропарей по 50-м псалме (XVII в., начало XIX в.) и др. С XV в. анаграмматизмы и анаподизмы стали называться матимами. Несколько анаграмматизмов помещены в современном печатном издании Матиматария, но в богослужебной практике в настоящее время они почти не употребляются. Как остаточное явление анаграмматизма исследователи рассматривают существующую ныне практику перестановки слов при пении прокимнов вечерни и утрени, начала полиелея и избранных псалмов перед чтением Евангелия на утрене, в конце литургии.

 
PR-CY.ru