АЛЛАГМА

АЛЛАГМА (от греч. – перемена, изменение, смена) – термин византийского музыкального творчества, который используется для указания на изменение мелодии песнопения в пределах одного гласа или с переходом в другой глас. Это изменение обозначает развитие мелодии, притом почти всегда в сочетании со сменой голосового регистра. Аллагма обычно вводится указанием: «Другая мелодия» (см. «Ин роспев»). Аллагмы встречаются в стихах аниксандария, «Блажен муж», полиелея, антифонов и непорочных. Характерная запись содержится в кодексе второй половины XIV в.: «Начало с Богом Святым великой вечерни хором: содержит аллагмы древние и новые различных мелургов...» Ещё более характерными являются примеры аллагм и анафоним в так называемом «полиелее Кукума», где чередуются разные мелодии: «Стих левый, мелос тот же, глас первый – анафонима правая, анафонима левая – аллагма правая, глас второй...» (1453 г.).

 
PR-CY.ru