АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (V или VI в.) – автор комментария на Евангелия от Матфея и от Иоанна, фрагментарно сохранившегося в виде катен. Й. Ройс сделал попытку восстановить большую часть комментария Аммония Александрийского на основании фрагментов, опубликованных в «Патрологии» Ж.П. Миня, критически проанализировав известный ему рукописный материал и добавив ещё более 150 фрагментов. Для датировки времени жизни Аммония Александрийского и идентификации его личности для исследователей важно то, что он цитирует некоторые догматические термины четвёртого Вселенского собора, в своём толковании использует комментарии к Евангелию от Иоанна Феодора Ираклийского, Аполлинария Лаодикийского, Дидима, Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и Кирилла Александрийского, а некоторые части трудов этих авторов почти дословно переписывает. До настоящего времени исследователи не установили, можно ли идентифицировать его с каким-либо другим Аммонием, например, с александрийским пресвитером, который подписал в 458 г. послание египетских епископов к императору Льву I в защиту Халкидонского собора и также был известен как экзегет. В толковании Евангелия от Иоанна Аммоний Александрийский защищает от нападок еретиков православного учение о Святой Троице, догмат о Богочеловеке (Воплощение, две природы Христа и их соединение в терминах Халкидонского собора), определяет отношение Богочеловека Иисуса Христа к Богу Отцу, подчёркивает свободную волю человека, добровольный характер страданий Христа. Свои догматические позиции Аммоний Александрийский формулирует, полемизируя с арианами, Павлом Самосатским, Маркионом, манихеями, мессалианами, савеллианами. Аммоний Александрийский в своей экзегезе опирается на основные принципы антиохийской школы, при этом, однако, у него встречается и аллегорическое толкование некоторых мест («дом торговли» – Ин. 2:16; запах благовония – Ин. 12:3; осёл в сцене Входа Господня в Иерусалим – Ин. 12:14–15; пять хлебов и две рыбы – Ин. 6:13; личности Марии и Марфы – Ин. 12:1–4).

 
PR-CY.ru