АВРААМИЙ, Венгерский Алексей Иванович

АВРААМИЙ, Венгерский Алексей Иванович (ум. после 1702 г.) – инок, один из руководителей раннего урало-сибирского старообрядчества, писатель, владелец библиотеки. Его отец «литвин» Криштоп (Иван Савельевич) Венгерский, уроженец Берёзовского повета, «пахолок пана воеводича витепского Сопеги королевичевы роты», был взят в плен в Медынском уезде и в 1618 г. сослан в Тобольск, где служил казаком, потом казачьим атаманом, а в 1633/1634 г. был поверстан в дети боярские, в 1634–1635 гг. был приказчиком Нижней Ницынской слободы. В 1647/1648 г. в тобольские дети боярские был определён его сын Алексей, около 1658/1659 г. принявший монашество в Кодском (Кондинском) Троицком монастыре. Здесь Авраамий сблизился со строителем иеромонахом Иваном Кодским, по поручению которого в 1665/1666 г. ездил в Москву «бити челом» о монастырских нуждах. В конце 1667 – начале 1668 гг. Авраамий появился в Тобольске, вступил в «спор о вере» с властями, за что был сослан в туруханский Мангазейский монастырь. Вскоре после возвращения оттуда вместе с Иваном Кодским перебрался в принадлежавшую Кодскому монастырю Троицкую пустынь на реке Исети, которая стала одним из центров местного раскола. Здесь Авраамий, будучи сторонником теории «чувственного антихриста» (см. Антихрист у старообрядцев), вёл полемику с неизвестным старообрядческим писателем из Далматова Исетского монастыря, автором послания «Об антихристе и тайном царстве его». В 1682 г. вместе с Иваном Кодским Авраамий оказался в Утяцкой слободе Тобольского уезда, где в конце декабря этого года произошло массовое самосожжение старообрядцев, явившееся откликом на стрелецкое восстание в Москве. Незадолго до этого Авраамий вместе со слободчиком Фёдором Иноземцевым от имени собравшихся в слободе написал несохранившуюся «сказку», излагавшую причины отказа участников «сборища» приносить присягу новым государям Ивану и Петру Алексеевичам. После утяцкой «гари» Авраамий вместе с Иваном Кодским скрывался на реке Ирюм в Тюменском уезде, в октябре 1686/1687 г. перебрался на острова в Бахметских болотах за Дальними Кармаками. В эти годы Авраамий установил контакты с видным донским (впоследствии ветковским) расколоучителем иеромонахом Феодосием, а также вёл полемику о допустимости самосожжений и о сущности антихриста с деятелем урало-сибирского старообрядчества Яковом Борисовичем Лепихиным. Разногласия во взглядах не мешали Авраамию и его оппоненту сотрудничать – около 1690 г. по их инициативе под Тюменью был созван старообрядческий Собор, о чём сообщает в «Сибирских посланиях» их обличитель Тобольский митрополит Игнатий (Римский-Корсаков). В конце декабря 1701 г. скиты Авраамия на болотах были разгромлены, а сам он арестован. Вместе с конфискованной библиотекой из 22 рукописных и старопечатных книг его доставили в Тюмень, затем в тобольский архиерейский дом, откуда он вскоре бежал, вернулся на Ирюм, в свою старую пустынь, где и умер. Тело Авраамия было по его завещанию перенесено на Дальние Кармаки и похоронено на острове рядом с могилой Ивана Кодского. Вплоть до недавнего времени на Авраамиев остров совершались массовые паломничества окрестных старообрядцев, т.к., согласно местным верованиям, могилы старцев обладают целебной силой.

 
PR-CY.ru