Словарь по христианству А АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ

АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ

АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ – сирийский богослов и писатель (середина V в. – 569 г.), принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Первоначальное имя – Нарсай. Уроженец области Маалта, Нарсай с 15-летнего возраста вёл аскетический образ жизни под руководством крупнейшего несторианского богослова Нарсая, своего родственника и тёзки, сменив своё имя на Авраам. После смерти учителя (503 г.) возглавлял в течение 20, а после краткого перерыва ещё 40 лет знаменитую Нисибинскую школу, где обучались более тысячи студентов, и для которой он выстроил новое здание и гостиницу. Главный источник сведений о жизни Авраама Бет-Раббанского – «Церковная история» Бархадбешаббы из Бет Арбайе, где автор с похвалой говорит об аскетизме и братолюбии Авраама Бет-Раббанского; правда, некие завистники обвиняли его в идолослужении, но они были посрамлены. Дверь дома Авраама Бет-Раббанского была всегда открыта, и ему пришлось даже установить перед дверью загородку, чтобы скот не заходил в его келью. Авраам Бет-Раббанский немало пострадал от ненавидевших его иудеев, которые оклеветали его перед марзпаном (наместником шаханшаха) и епископом. В 561 г. император Юстиниан I вызвал Авраама Бет-Раббанского в Константинополь для богословского диспута, но тот отказался от поездки, ссылаясь на преклонный возраст и преподавание в школе, требующее неотложного присутствия в Нисибине. Впрочем, Авраам Бет-Раббанский направил в столицу к императору Нисибинского епископа Павла с изложением веры и отказом вычеркнуть из диптихов «ради единства церковного» имена Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория, учение которых он называл «истиной, от которой невозможно отказаться». Бархадбешабба сообщает, что именно Авраам Бет-Раббанский занёс имена этих богословов в диптихи, предписав почитать их. Авраам Бет-Раббанский считается автором многих утраченных экзегетических произведений, а также «Истории школ». Предание приписывает ему авторство молитвы (тешбохта) из воскресной ночной службы (лейлы), вошедшую в «Халдейский часослов». Богословские воззрения Авраама Бет-Раббанского сформировались в Нисибинской школе под преимущественным влиянием богословия Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Как полагают исследователи, он держался той формы несторианского учения, которая в современной науке называется «строгим дифизитством» (в отличие от веры самого Нестория или, позднее, Бабая Великого). О ней исследователи судят по сохранившейся в монофелитской рукописи дискуссии между Павлом Нисибинским и православными.

 
PR-CY.ru