АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ (ум. около 280 г.) – епископ Кархарский (Касхарский, Каррский), святитель (память в Западной церкви 26 декабря). Во времена императора Проба (276–282 гг.) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра Архелая (Кархар или Касхар) отождествляется исследователями с городом Карры (Харран) в Северной Месопотамии. Полемический трактат, составленный в форме диспута Архелая с манихеями – «Деяния Архелая» («Acta Archelai») – был, как полагают исследователи, написан по-сирийски и впоследствии переведён на другие языки. Сохранились сирийский и коптский фрагменты, греческие отрывки у Епифания Кипрского (полный текст дошёл в латинском переводе конца IV в.). По сообщению Иеронима Стридонского, «Архелай, епископ Месопотамский, составил по-сирийски книгу диспутов с манихеями из Персии». Однако греческий полемист с манихейством епископ Ираклиан Халкидонский (VI в.) называет автором записей о диспуте Архелая некоего Игемония, что подтверждается указанием в рукописи латинской версии. «Деяния Архелая» послужили главным источником информации о манихеях для большинства средневековых христианских историков и богословов, писавших против манихеев на греческом, латинском, сирийском, коптском и арабском языках. Сочинение включает: а) вводные главы, характеризующие участников диспута; б) обличение бывшего манихея Турбо в адрес оставленной им религии; в) описание двух публичных диспутов епископа Архелая с Мани и рассказ о казни ересиарха; г) обличительную речь Архелая об истоках манихейской ереси. Назначение труда Архелая состояло в том, чтобы представить убедительные доводы существования ереси в манихействе, доказать, что учение Мани было лишь звеном в цепи заблуждений, берущей начало от Симона волхва. Рассказ о происхождении Мани наряду с изложением легенды содержит и элементы исторической информации, особенно в отношении географической и социальной привязки событий.

 
PR-CY.ru