Словарь по христианству А АВРЕЛИЙ ВИКТОР Секст

АВРЕЛИЙ ВИКТОР Секст

АВРЕЛИЙ ВИКТОР Секст (начало IV в. – 390 гг.) – римский латинский историограф. Традиционно ему приписывались сочинения «Origo gentis Romanae» («Происхождение римского народа»), «De viris illustribus urbis Romae» («О знаменитых мужах города Рима»), «De Caesaribus sive historiae abbreviatae pars altera» («О цезарях, или Часть вторая сокращённой истории») и «Epitome de vita et moribus imperatorum Romanum» («Эпитоме о жизни и нравах римских императоров»). Достоверно авторство Аврелия Виктора Секста установлено лишь в отношении третьего из названных трудов. Исследователям известно, что Аврелий Виктор Секст происходил из римской Африки: в Оксфордском и Брюссельском списках «Происхождения...» он назван Африканцем (Victor Afer), в книге «О цезарях» об императоре Септимии Севере, происходившем из Северной Африки, говорится, что он «принадлежит к нашему племени» (gentis nostrae). После службы в Иллирии при префекте Анатолии Аврелий Виктор Секст в 361 г. был назначен императором Юлианом Отступником на должность наместника (consularis) Второй Паннонии; кроме того, император почтил его медной статуей. По мнению исследователей, так Юлиан Отступник отблагодарил Аврелия Виктора Секста за его произведение «О цезарях», увидевшее свет около 360 г. Описывая правление императора Константина I Великого, Аврелий Виктор Секст посвящает его религиозной политике всего одну фразу: «Condendae urbi formandisque religionibus ingentem animum avocavit» («С большим воодушевлением отдался основанию города (Константинополя) и упорядочению религиозного вопроса»). Выражение «religionis formandae» достаточно двусмысленно: Аврелий Виктор Секст мог подразумевать здесь не утверждение христианской веры, а упорядочение язычества: выше в своём сочинении он сообщает, что Константин учредил в Африке должность жреца культа рода Флавиев. Исследователи полагают, что Аврелий Виктор Секст не считал себя христианином, и именно в этом они ищут причину столь внимательного отношения к нему Юлиана Отступника. Вместе с тем Аврелий Виктор Секст не был и ярым язычником: по мнению исследователей, отношение к религии определялось его политическими взглядами, которые, бесспорно, были консервативными; в частности, описывая правление императора Диоклетиана, он относит к числу его достижений сохранение «древних святынь», подчёркивая именно их древность («veterrimae religiones castissime curatae»). По мнению исследователей, источниками для сочинения «О цезарях, или Часть вторая сокращённой истории» служили труды Тацита, Светония, Мария Максима. Название «historia abbreviata» исследователи понимают не как «сокращённая», а, скорее, как «ограниченная (определённой эпохой)» история римских императоров. Автор начинает повествование временем правления императора Октавиана Августа и завершает его 360 г. По мнению исследователей, произведение отличает оригинальный авторский стиль, который они характеризуют как «африканское красноречие». Из 42 глав последние четыре посвящены римским императорам конца III в. – первой половиной IV в., начиная с правления Диоклетиана. Аврелий Виктор Секст выступает сторонником традиционных римских ценностей, склонен к морализаторству и уделяет большое внимание нравственным оценкам исторических деятелей. Его труд является ценным источником в особенности по истории поздней Римской империи: именно здесь сообщается о распространении Диоклетианом налогообложения на италийские земли. Сведения об Аврелии Викторе Сексте сохранились у Аммиана Марцеллина, Иеронима Стридонского, Павла Диакона, Иоанна Лида. Исследователям известно, что в 389 г. Аврелий Виктор Секст занимал должность префекта Рима.

 
PR-CY.ru