АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Антонов что на Дымех, с 1997 г. – скит Тихвинского Большого мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, в Тихвинском районе Ленинградской области. Источником сведений об основании Антониева Дымского монастыря является Житие Антония Дымского, дошедшее в двух редакциях: ранней, составленной в конце XVII в., как полагают исследователи, в Антониевом Дымском монастыре с использованием местных преданий и поздней, созданной в Антониевом Дымском монастыре в конце XVIII – начале XIX вв., которая, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго». Согласно обеим редакциям, Антониев Дымский монастырь основан около 1243 г., когда Антоний, поселившись в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя Антония Великого (согласно ранней редакции, верхняя церковь была освящена в честь Николая Чудотворца, согласно поздней – в честь Покрова Божьей Матери). Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Поздняя редакция сообщает, что грамота на создание монастыря была пожалована князем Александром Ярославичем Невским. По свидетельству поздней редакции Жития, в 1409 г. Антониев Дымский монастырь был разорён и сожжён татарами. Мощи Антония, обретённые нетленными в 1370 г., перед разорением монастыря братия вновь предала земле, «да не поругаеми будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни иноки опустили на дно Дымского озера. Поздняя редакция также сообщает, что в 1611 г. монастырь был разорён шведами, но благодаря пожертвованиям царя Михаила Фёдоровича в 1626 г. возобновлён, в него переселили насельников Валаамского монастыря, также сильно пострадавшего от шведов. В ранней редакции Жития нашествия татар и шведов не упоминаются, сказано, что древние сведения о монастыре не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». Историк и краевед Исаакий Петрович Мордвинов считал известия о нашествиях и разорении монастыря, содержащиеся в поздней редакции, легендарными, поскольку «нет никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях... никаких преданий в Тихвине»; если Антониев Дымский монастырь «после нашествия шведов был вполне пригоден для жительства монахов», переселённых из Валаамского монастыря, значит, он «не подвергался разорению». В 1687 г. Антониев Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново. В 1690 г. Антониев Дымский монастырь был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднён, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сентября 1794 г. по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Антониев Дымский монастырь был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря (около 30 человек).

 



 
PR-CY.ru