Словарь по христианству А «АНДРЕЯ И МАТФИЯ ДЕЯНИЯ»

«АНДРЕЯ И МАТФИЯ ДЕЯНИЯ»

«АНДРЕЯ И МАТФИЯ ДЕЯНИЯ» – один из самых популярных раннехристианских апокрифов, сохранившийся на многих языках (греческом, латинском, сирийском, коптском и др.). Место и время возникновения первоначального текста, претерпевшего впоследствии многочисленные изменения, остаются предметом дискуссий. Ж. Фламьон связывал их происхождение с Египтом, основываясь на упоминании в них сфинксов и эфиопов. Сейчас это мнение большинством исследователей отвергается, но иной приемлемой гипотезы не предложено. По мнению исследователей, оригинальным языком «Андрея и Матфия деяний» является, несомненно, греческий. Сохранились две редакции: первая, созданная, по Ж. Фламьону, около 400 г. и неоднократно подвергавшаяся сокращениям, и вторая, составленная, как полагают исследователи, во второй половине V в. и вобравшая материал других памятников («Евангелие детства» Фомы, крещальный гимн III–IV вв. и др.). Фрагмент «Андрея и Матфия деяний» в венском папирусе VII в. не соответствует полностью ни одной из этих редакций. Древнейшим свидетельством существования «Андрея и Матфия деяний» является, как полагают исследователи, написанное Бесой (Висой) «Житие Шенуты» (середина V в.). Вопрос о датировке тесно связан с проблемой взаимоотношений «Андрея и Матфия деяний» с другим древним апокрифическим текстом – «Андрея деяниями», не дошедшими до нас в своём первоначальном виде, а реконструированными лишь на основе позднейших версий, прежде всего, «Книги о подвигах блаженного апостола Андрея» Григория Турского, в начале которой в сокращении (эпитома) находятся «Андрея и Матфия деяния». Однако для исследователей остаётся неясным, представляли ли «Андрея и Матфия деяния» начальную часть «Андрея деяний» или были присоединены одним из позднейших компиляторов. Последнюю точку зрения разделяют большинство исследователей (Рихард Адальберт Липсиус, М. Бонне, Ж. Фламьон, М. Хорншу, Ж.М. Приёр и др.), приверженцем первой является Д. Р. Макдоналд, к которому присоединяется А. де Сантос Отеро. Однако доводы противников этой версии кажутся исследователям более весомыми: эпитома присоединена к «Андрея деяниям» в источнике Григория механически, первые сведения об «Андрея и Матфия деяниях» явно позднее предположительной даты возникновения «Андрея деяний» (150–200 гг.), исследователям неясно и отношение так называемого продолжения «Андрея и Матфия деяний» в венском папирусе к их основному тексту, продолжение же во второй редакции явно вторично. Кроме того, «Андрея и Матфия деяния» создавались на фоне уже существовавшей древней традиции. Гипотезу Д.Р. Макдоналда о соотнесении «Андрея и Матфия деяний» с «Одиссеей», а «Андрея деяний» – с «Илиадой» ряд исследователей считают абсолютно несостоятельной.

 



 
PR-CY.ru