АРКАДИЙ, Флавий Аркадий - Страница 2

Помимо опасности для провинций присутствие варваров влияло и на жизнь в столице, где многие высокие посты, особенно в армии, со времени Феодосия I находились в их руках. В имперской элите сложились две противостоящие партии: готская, во главе которой стоял военачальник (magister militum) Гайна, и партия противников «варварского засилья», возглавленная префектом претория Востока Аврелианом. В 399–400 гг. между партиями произошло открытое противостояние, вылившееся в «мятеж Гайны» – попытку готского войска поставить под свой контроль Константинополь и управление империей. Хотя Гайна вошёл в столицу во главе подчинённых ему войск, население было настроено враждебно к арианам-готам; энергичный протест Иоанна Златоуста не позволил Гайне передать своим воинам одну из главных церквей Константинополя. 12 июля 400 г., когда Гайны не было в Константинополе, толпа бросилась на готов и перебила около 7 тыс. человек. Гайна бежал на Дунай, где вскоре погиб в одном из сражений с гуннами (декабрь 400 г.). После этих событий влияние германцев в Византийской империи было существенно ослаблено. В честь победы над готами при Аркадии было начато строительство нового форума в Константинополе, завершённого при Феодосии II. В центре форума Аркадия была поставлена колонна, украшенная барельефами; конная статуя Аркадия в 421 г. была водружена на её вершине. В программе барельефов колонны Аркадия нашли отражение изменения в официальной идеологии императорской власти: победу императора отныне связывали не с его военной доблестью правителя, а прежде всего, с его христианским благочестием. Статуя упала при землетрясении в 740 г., а сама колонна простояла до 1715 г. В настоящее время сохранились остатки постамента колонны. Аркадий продолжал деятельность Феодосия I по укреплению православия в империи после окончательного осуждения арианства на втором Вселенском соборе (381 г.) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Во время «мятежа Гайны» ариане попытались восстановить своё влияние в столице. Позднее, несмотря на усилия правительства Аркадия, число ариан было достаточно велико. В самом Константинополе арианское богослужение было запрещено, однако за чертой города благодаря покровительству высокопоставленных чиновников накануне великих праздников совершались пышные шествия ариан, во время которых пелись религиозные песнопения. Иоанн Златоуст организовал подобные шествия православных в городе, в результате чего арианские церемонии были запрещены. Германцы в Константинополе были, в основном, арианами, но среди них были и православные – выходцы из Крыма. Из их среды Иоанн выбрал епископа Унилу и предоставил им церковь св. Павла в Константинополе, разрешив служить на готском языке. Язычество, ещё достаточно сильное в Египте, Сирии и Греции, преследовалось.

 



 
PR-CY.ru