АПОСТОЛЬСКИЕ СПИСКИ - Страница 4

Второй – греческий памятник (XII в.; список имён апостолов) и рукопись, которая содержит материал по следующим рубрикам: имена и прозванья, братья и родители, профессии, контроверза с Иаковами, места проповеди, места кончины, этимология имён (некоторые из разделов касаются лишь отдельных апостолов); «генеалогически» он относится к византийскому типу. 3. Комплексные, где аспекты жизни и деятельности отдельных апостолов излагаются вместе. В оценке таких Апостольских списков для исследователей важен не столько порядок имён (он зависит, скорее, от схемы, принятой в каждой отдельной традиции), сколько совокупность сведений, характеризующих тот или иной тип: а) сирийский первый тип, его особенностями являются указания на смерть и погребение апостола Андрея в городе Византий, проповедь апостола Филиппа в Писидии, смерть апостола Матфея в Габале, апостола Иакова Алфеева в Саруге и ряд других. К нему относится большинство сирийских списков: Михаила Сирийца, Соломона Басрского, Бар Эбрея и армянский первый список; в более отдалённом родстве с ним находятся также, по мнению исследователей, сирийский список L; б) сирийский второй тип, его характерными чертами исследователи считают указания на смерть апостола Фомы в Каламине, погребение апостола Иакова Алфеева в Мармарике, мученичество апостола Симона Зилота в Боспоре и ряд других. В сирийских источниках этот тип не зафиксирован, однако для исследователей очевидно, что его первоисточник сирийского происхождения. Сирийский второй тип был распространён не только на Востоке (второй армянский список), но и на греческой (так называемый Греко-сирийский аноним и список в «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета) и латинской («De ortu et obitu prophetarum et apostolorum») почве. Как полагают исследователи, в определённом родстве с этим типом находится и латинский «Breviarium apostolorum», но эту связь они считают довольно опосредованной; в) византийский тип отличается сведениями о проповедях апостола Петра в Малой Азии, апостола Андрея – скифам, согдианам и сакам и рядом других черт. Его наиболее ранняя стадия представлена латинским списком V в. Греческие эквиваленты этого памятника показывают дальнейшее развитие традиции и оформляются в так называемом списке Псевдо-Епифания; некоторые его редакции добавляют новые сведения об апостолах. Следующей стадией в этом процессе исследователи признают списки Псевдо-Ипполита (один восходит, по их мнению, к Ипполиту Фивскому (VII в.) и представлен двумя редакциями: фотианской и синайско-московской) и Псевдо-Дорофея (включаются также Житие св. Дорофея Тирского, перечень епископов Византия и др.); г) смешанные Апостольские списки, к которым в строгом смысле исследователи относят, прежде всего, два греческих списка, каждый, в свою очередь, как указано в заглавии, составлен по двум разным спискам – Псевдо-Ипполита и Псевдо-Дорофея, Псевдо-Ипполита и Псевдо-Епифания соответственно. Однако в более широком смысле к этому же типу исследователи относят и те памятники, где подобное смешение источников произошло без указания на них. Сюда они относят гармонизирующий список в греческом синаксаре, армянский второй список и ряд других памятников.



 
PR-CY.ru