АПОСТОЛЬСКИЕ СПИСКИ

АПОСТОЛЬСКИЕ СПИСКИ – термин для обозначения отдельных текстов или частей других произведений, в которых перечисляются имена апостолов с возможным добавлением сведений о них (происхождение, место проповеди, кончины, нахождения мощей и т.п.). Апостольские списки являются одним из самых распространённых видов древней и средневековой христианской литературы, характеризующихся большим числом редакций и рукописей. Как литературный жанр они примыкают к древневосточным и античным перечням знаменитых личностей (например, греческие списки философов) и родственны различным позднеантичным и средневековым каталогам (царей, патриархов, пророков, великих рек и гор и т.д.), с которыми соседствуют в рукописях (наиболее часто – со списками учеников). Классическими работами об Апостольских списках остаются книги Т. Шерманна, а также статьи Ф. Дольбо по латинским и Мишеля ван Эсбрука по восточным традициям Апостольских списков. Наибольшую сложность в исследовании Апостольских списков представляет определение времени их появления; исследователи склоняются к тому, что они (в большинстве анонимные и недатированные) возникли ещё в IV в. и распространились как на Востоке, так и на Западе. Обычно Апостольские списки исследователи классифицируют по «генеалогическим» типам без учета их структуры и литературной формы. По структуре, объёму и содержанию исследователи делят их на краткие и пространные. К кратким относятся Апостольские списки, состоящие только из имён апостолов (с возможным добавлением уточняющего эпитета или указания на родственные связи). Они редко представляют собой самостоятельные произведения: это либо списки в составе других памятников, либо перечисления апостолов в текстах Нового Завета. Многие из этих списков являются к тому же неполными (содержат меньше двенадцати имён), поэтому для их классификации наибольшее значение имеет порядок имён. По происхождению краткие Апостольские списки исследователи делят на несколько типов (за основу взята классификация Т. Шерманна). 1. Новозаветный тип. Восходит к Новому Завету, где имеется четыре списка двенадцати апостолов (в Деян. – 11): Мф. 10:2–4, Мк. 3:16–19, Лк. 6:16, Деян. 1:13. Разницу между ними исследователи сводят к следующим пунктам: а) место Андрея: второй в списке после Петра (у Матфея и Луки) или четвёртый после Петра, Иакова и Иоанна (в других местах); б) место Иоанна: после Иакова (в Евангелиях) или перед ним (в Деяниях); в) места 6–8 списка: Варфоломей, Фома, Матфей (у Матфея); Варфоломей, Матфей, Фома (у Марка и Луки); Фома, Варфоломей, Матфей (в Деяниях); г) имя апостола 10–11: Фаддей/Леввей (десятый у Матфея и Марка) или Иуда Иаковлев (одиннадцатый у Луки и в Деяниях); в последнем случае уже Ориген предположил, что эти имена относятся к одному и тому же лицу. В различных рукописях и переводах Нового Завета встречается ряд противоречий. Во-первых, проблема Фаддея/Иуды осложняется тем, что рукописи и переводы Евангелия от Марка (и отчасти Евангелие от Матфея) дают два варианта имени десятого апостола: Фаддей (греческий Александрийский и Ватиканский кодексы, сирийская Пешитта, коптский бохайрский перевод, Вульгата и др.) и Леввей (греческий кодекс Безы, старолатинские переводы). Эти разночтения были известны уже Оригену.

 



 
PR-CY.ru