АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ - Страница 4

Антиохийское правило 1 свидетельствует, прежде всего, о том, что в эпоху Собора в различных поместных церквах в разное время праздновали Пасху. Обычай, который пришёл от иудео-христианской секты эбионитов, праздновать Пасху в 14-й день первого месяца (нисана) распространился и среди восточных христиан. Антиохийское правило 1 подтверждает решение первого Вселенского собора не праздновать Пасху в тот день, когда празднуют её иудеи; праздновать Христово Воскресение в первое полнолуние после весеннего равноденствия; не иначе как в первый день седмицы (воскресенье). Второе правило Антиохийского собора, как и Апостольские правила 8 и 9, отражает обычай древней церкви причащаться на литургии всем присутствующим верующим, особенно духовным лицам. Обычай стал ослабевать после начала гонений. Правило определяет входящих в церковь, но не молящихся и не причащающихся отлучать от церковного общения до тех пор, пока не покаются на исповеди; отлучать и тех, кто входит в общение с отлучёнными или же молится с ними вне церкви; если же кто-либо из клириков будет в общении с отлучённым, будет и сам вне церковного общения. Третье правило, осуждая тех клириков, которые самовольно переходят в другую епархию, затрагивает важный момент в каноническом праве: рукоположение во диакона, священника или епископа с поставлением его на определённое место служения. Четвёртое правило касается наказаний клириков за правонарушение. Если епископ, законным путём, т.е. Собором, осуждённый и изверженный из сана, а пресвитер или диакон – своим епископом, станут совершать священную службу, такие лица лишаются права апеллировать к высшему суду и не могут рассчитывать на возвращение на прежнее место. То же наказание правило распространяет на тех лиц, которые, зная о подобном наказании какого-либо лица, вступали с ним в общение. В пятом правиле речь идёт об иерархическом устройстве церкви; отношения между членами иерархии строго определены – все клирики подчинены епископу. Продолжает тему церковного устройства девятое правило: епископы должны признавать первенствующим епископа митрополии; а также восьмое и десятое правила, указывающие на подчинённое положение хорепископа в отношении епископа города. Шестое правило запрещает епископам принимать в общение отлучённого от церковного общения другим епископом. О принятии в церковное общение мирян, получивших от своего епископа разрешение (мирную грамоту) говорит седьмое правило. Правила 11 и 12 запрещают епископам и другим клирикам обращаться к императору, не получив разрешения митрополита или Собора епископов митрополичьего округа, тем более с апелляцией после соборного решения. Утверждению авторитета епископского Собора посвящены также правила 14–23; правило 20 предписывает собираться Собору два раза в год. Правило 13 ограничивает юрисдикцию епископа вверенной ему областью; если, не имея на то грамоты митрополита, епископ будет рукополагать кого-либо или устраивать любые церковные дела в другой епархии, «да понесёт приличное наказание, через немедленное извержение из своего чина святым Собором» (о том же правила 21 и 22). Правило 19 определяет порядок поставления епископа; правила 17 и 18 говорят о случаях непринятия кафедры в результате отказа поставляемого лица или отказа народа.

 



 
PR-CY.ru