АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ - Страница 2

За подлинность послания высказались Э. Зееберг, Анатолий Алексеевич Спасский,  Иван Иванович Бриллиантов, Дмитрий Александрович Лебедев, против – Адольф Гарнак и Андре Дюшен. Об этом Соборе не упоминает ни один церковный историк (аутентичность послания, а следовательно, и факт Собора остаются спорными). На Соборе между 327 и 330 гг., ставшим отражением антиникейского настроения части епископата Восточной церкви, впервые собралась оппозиция Никейскому Символу веры: Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский, Патрофил Скифопольский, Павлин Тирский, Евсевий Кесарийский. Собор осудил употребление термина «единосущный» в Никейском Символе веры, а также низложил Евстафия Антиохийского, который вступил в борьбу с антиникейскими настроениями и прервал церковное общение с уклонившимися от признания термина «единосущный» (Стефаном и Леонтием, впоследствии Антиохийскими епископами, Евстафием Севастийским, Евдоксием Германикийским, Георгием Лаодикийским, Феодосием Трипольским), обвинив его в савеллианстве, причём не прямо, а через формулировку «умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора». К тому же члены Собора обличали его в том, что он оскорбил мать императора Константина. Обвинителем выступил Верийский епископ Кир. Вместе с Евстафием отлучению и изгнанию подверглись его сторонники: Евтропий Адрианопольский, Асклипий Газский, Кир Верийский и др. М. Симонетти говорит о принятии на этом Соборе (по его датировке, 327 г.) 25 правил, регулирующих отношения между диаконами, пресвитерами, епископами. На Соборе 338 г. восточные епископы из антиникейской партии во главе с Евсевием Никомидийским обвиняли Афанасия Великого в том, что, вернувшись в Александрию после смерти императора Константина I Великого, он неправомерно занял кафедру, не имея на то соборного решения. Они обратились к императору Констанцию, предлагая назначить епископом Александрии Григория из Каппадокии (некоторые церковные историки считают, что это происходило на Соборе 341 г.). Правила Собора 341 г. (между 6 января (или 22 мая) – 1 сентября; исследователи полагают, что заседал с 339 по 341 гг.) в числе десяти поместных Соборов приняты всей церковью. Он составился после окончания постройки Великой церкви (Золотого храма) в Антиохии, заложенной при императоре Константине I Великом (так называемый Собор «на обновление»). На её освящение прибыли 97 епископов и император Констанций, симпатизировавший арианству. Собор проходил под председательством Антиохийского епископа Флакилла. Приверженцы ариан обвинили Афанасия Великого в том, что он без согласия Собора епископов после возвращения из ссылки занял кафедру, нарушив тем самым одно из только что принятых ими правил (12; на это правило впоследствии ссылались и противники Иоанна Златоуста), и что при его вступлении произошло возмущение народа. Собор низложил Афанасия, и сначала Александрийским епископом был наречён Евсевий Эмесский, который отказался от Александрийского престола, тогда на кафедру был поставлен Григорий Каппадокиец.

 



 
PR-CY.ru