АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ

АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ (III–VI вв.). В период становления Вселенской церкви и затем во время арианских споров церковь Антиохии сыграла большую роль в становлении института Собора как высшего церковного органа. Поскольку Антиохия являлась главным городом всей азиатской части Римской империи в III–IV вв., Соборы епископов Восточной церкви здесь проводились наиболее часто. На Соборе 264 г. стоял вопрос о неправославии Антиохийского епископа Павла Самосатского, учившего, что Слово Божье не ипостасно Само по Себе и Оно не воплощалось во Христе, Христос – человек, который может быть назван Сыном Божьим и даже Богом, но не по естеству, а по нравственному качеству Своей природы, достигшей уподобления Богу также по причине особенного присутствия в Нём Духа Божия. По сообщению Евсевия Кесарийского, в Соборе приняли участие епископ Кесарии Каппадокийской Фирмилиан, епископ Неокесарии Григорий Чудотворец, его брат Афинодор Понтийский, Елен Тарсский, Никомас Иконийский, Именей Иерусалимский, епископ Кесарии Палестинской Феотекн и др. Дионисий I Александрийский, который не смог по состоянию здоровья присутствовать на Соборе, прислал послание. Однако Павлу Самосатскому удалось избежать осуждения, скрыв суть своего учения и заявив, что он изменил образ своих мыслей. В последующие четыре года состоялся ещё один или два Собора по этому поводу, но из-за тонкой изворотливости еретика они остались безрезультатными. Собор 268 г. осудил Павла Самосатского за исповедание ереси монархиан. В нём участвовали, по разным источникам, 70 или 80 епископов из Сирии, Палестины и Малой Азии, в том числе Елен Тарсский, председательствовавший на Соборе, Именей Иерусалимский, Феотекн Кесарие-Палестинский; в сохранившемся варианте соборного послания 16 поимённых подписей. Упоминанию о 180 отцах Собора в актах третьего Вселенского собора (431 г.) исследователи не находят подтверждения. В числе наиболее деятельных обвинителей Павла Самосатского был пресвитер Малхион, возглавлявший в Антиохии философское училище. Записи спора Малхиона с Павлом были известны Евсевию Кесарийскому, до настоящего времени дошли во фрагментах, причём не всегда достоверных. Доказав неправославие и отлучив от церкви Павла Самосатского, Собор поставил на Антиохийскую кафедру Домна и отправил о том послания Римскому епископу Дионисию и Александрийскому епископу Максиму. В Соборе 324 или 325 г. против арианства участвовали 56 восточных епископов, как полагают исследователи, почётным председателем был Кордубский епископ Осий. Решения Собора сохранились в сирийской версии соборного послания, обращённого к Александру, епископу «Нового Рима» (т.е. епископу Византии, действительный адресат – Александр Фессалоникийский). Собор подтвердил осуждение Ария Александрийским Собором 321 г. и осудил сочувствовавших Арию епископов Евсевия Кесарийского, Феодота Лаодикийского и Наркисса Нерониадского. Отцы Собора призвали окончательно решить арианский вопрос на «великом и святом Соборе всей Церкви», который они предложили провести в Анкире. Но император счёл более удобным местом Никею. О Соборе стало известно в начале XX в. В 1905 г. немецкий филолог Эдвард Шварц издал сирийский текст с греческим переводом послания Собора.

 



 
PR-CY.ru