АНКИРСКИЕ СОБОРЫ - Страница 3

Собор 358 г.  был созван 12 апреля Анкирским епископом Василием, главой омиусиан. Введение термина «единосущие» для обозначения единства Божественных Лиц в Троице в Никейский Символ веры, не содержащегося в Священном Писании, сразу же вызвало появление оппозиции: омиусиане представляли умеренное крыло противников вероопределения первого Вселенского собора. Поводом к созыву Собора послужили решения Антиохийского собора 358 г., на котором была одобрена вторая Сирмийская формула (357 г.), утверждавшая субординационизм: Отец по чести, достоинству, божеству и имени больше Сына – и осуждавшая одновременно термины «единосущный» и «подобосущный». Лаодикийский епископ Георгий, противник никейцев, видевший в их формуле тайное савеллианство, но в то же время не принявший Сирмийскую формулу, обратился с посланием к епископам Востока с призывом защитить правую веру. Епископ Василий Анкирский откликнулся на него и в короткий срок собрал 12 епископов (Евстафий Севастийский, Элевсий Кизический и др.), воспользовавшись случаем освящения нового храма. Результатом деятельности Собора стало окружное послание «К епископам Финикии и других епархий Востока», составленное епископом Василием и подробно излагавшее вероопределение Собора. «Родственное единение» Сына с Отцом (член веры, на который, по мнению отцов Собора, посягают злоизобретатели и который изложен неполно и нуждается в разъяснениях) является предметом, обсуждаемым в Послании. Не принимая никейское «единосущие» Сына Отцу, стремясь в то же время сохранить раздельность Ипостасей, не впадая в крайность аномейства, отцы Собора старались встать на средний путь: из Никейского Символа они заимствуют понятие сыновства, «так как всякий отец мыслится отцом подобной ему сущности», «земные отцы называются так потому, что именуется Отцом и Отец Небесный, поскольку имеет Сына, рождённого от Него вполне, по подобию Его сущности». Отвергая точку зрения Евномия и ариан на рождение Сына, отцы Собора уточняют: Сын, родившийся по сущности подобным Отцу, имеет свою сущность не в тождестве, но в подобии. Они признали, что Сын подобен Отцу не только по власти, но и по сущности, понимая это в смысле, близком к тому, который вкладывался защитниками Никейского Символа в термин «единосущие», и отвергая последний лишь из опасения толкования его в духе савеллианства. Термин «подобносущный» для отцов Собора, в первую очередь, подчёркивал неслиянность Лиц Святой Троицы. Тем не менее, «подобносущный», согласно общепринятой в то время терминологии Аристотеля, означал равенство не по сущности, а по тем или иным качествам, поэтому формулировка Собора была недостаточно чёткой и в некоторой степени искусственной. Послание заканчивалось 18 анафематизмами против Маркелла Анкирского, аномеев и (последний) – против сторонников никейского вероопределения. Несмотря на последний анафематизм, Собор был шагом к окончательной победе над арианством на Востоке. Собор направил делегатов к императору Констанцию II для противодействия только что возведённому на Антиохийскую кафедру Евдоксию, одному из лидеров аномеев. Посольство завершилось успешно, и Констанций II отозвал утвердительную грамоту на поставление Евдоксия.



 
PR-CY.ru