Словарь по христианству А АНКИРСКИЕ СОБОРЫ

АНКИРСКИЕ СОБОРЫ

АНКИРСКИЕ СОБОРЫ – поместные Соборы древней церкви, проходившие в городе Анкира. Наиболее известны следующие: Собор 314 г., состоявшийся до первого Вселенского собора, его правила в числе правил десяти поместных Соборов приняты всей церковью. В Соборе участвовало 18 епископов Малой Азии и Сирии. Первенствующими на Соборе были Антиохийский епископ Виталий, епископ Кесарии Каппадокийской Агриколай и Амасийский епископ Василий, председательствовал епископ Виталий. Собор был созван после прекращения гонений на христиан императора Максимина для рассмотрения вопроса о возможности возвращения в церковное общение падших, тех, кто из страха или по какой-либо иной причине отступили от церкви и после прекращения гонений просили принять их в общину верных. Нужно ли их принять в общение и сама процедура возможного принятия иерархам были неясны. Проблема стала обсуждаться в христианском обществе сразу же после прекращения первых гонений. Высказывалось, в основном, две точки зрения: отпадших, но раскаявшихся принимать в церковь как язычников, совершая над ними таинство крещения; принимать после испытания их в течение назначенного срока, после принятия ими покаяния. По апостольскому правилу 62: «Аще кто из клира, устрашась... отречется от имени Христова: да будет отвержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви: да будет извержен от клира. Аще же покается: да будет принят, яко мирянин». Руководствуясь принципом икономии, отцы Собора для всех признают принципиальную возможность покаяния, не осуждают тех, кто избежал гонений. Собор принял 25 правил. Первые девять правил и правило 12 имеют непосредственное отношение к главной теме, остальные говорят об общей церковной дисциплине. Правила определяют церковные епитимии для разных категорий отпавших в соответствии с их действиями и условиями, в которых они находились. Первое правило дополняет Апостольское правило 62, упоминая о пресвитерах, которые, раскаявшись в своём отступничестве, претерпели мучения, открыто исповедуя веру Христову, – такие пресвитеры могут носить священническое звание и пользоваться священнической честью, но поскольку они осквернились отступничеством, то сделались недостойными приносить св. жертву и осуществлять какую-либо священническую службу. Первое правило подчёркивает, что пресвитеры могут оставаться в священническом звании и пользоваться честью, если их раскаяние было искренним, а их мученичество не было сговором с гонителями. Второе правило всё сказанное в отношении пресвитеров распространяет на дьяконов. В норме запрещая им когда-либо совершать дьяконскую службу, правило даёт епископу власть поступать с такими дьяконами по собственному усмотрению сообразно их усердию в вере. Третье правило обязывает немедленно принимать в общение (если по излишней осторожности они были отлучены от него) тех, кому насильно вложили в руку или в уста что-либо идоложертвенное, но вместе с тем они продолжали открыто заявлять о своей вере – это относится и к мирянам, и к клирикам, мирянам разрешается принимать священный сан.

 



 
PR-CY.ru