Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР ДИАКОН

АЛЕКСАНДР ДИАКОН

АЛЕКСАНДР ДИАКОН (около 1674/1675 – 1720) – старообрядец-поповец, глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия, из посадских людей. В 1701–1702 гг. Александр Диакон служил дьяконом церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Нерехтском женском монастыре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг усомнился в истинности обрядов и вероучения православной церкви и вместе с женой ушёл в старообрядческие скиты в чернораменских лесах, его жена постриглась в одном из скитов. Александр Диакон остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских поповцев Феодосием в связи с тем, что Александр Диакон порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира, сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение, между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец», в котором признавалась правильность каждения Александром Диаконом. В 1709 г. он был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита священником Лаврентием и в том же году, после его смерти, занял его место. К Александру Диакону помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей, старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Тимофей Матвеевич Лысенин, ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год исследователи считают временем возникновения данного согласия, когда сторонники Александра Диакона обособились от других керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от других направлений поповщины и беспоповщины учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырёхконечный крест, чтением Иисусовой молитвы со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках первой четверти XVIII в., составленных преимущественно Т.М. Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» – коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев, как полагают исследователи, отредактировавших текст.

 



 
PR-CY.ru