Словарь по христианству А АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ

АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ

АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (конец XIII – XV в.?) – преподобный Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (память 8 мая, 28 августа – в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Мощи святых подвижников Дальних пещер Киево-Печерской лавры почивают в нишах, которые раньше закрывались досками. На нижней части доски помещалось изображение преподобного, в среднике было вырезано небольшое окно, чтобы можно было приложиться к святым мощам, а наверху читалась надпись, в которой сообщалось имя преподобного и его краткое Житие. В XVII в. эти надписи были переписаны лаврскими иноками в отдельную рукопись, в 1850 г. её нашёл в библиотеке лавры настоятель Дальних пещер иеромонах Иннокентий, епископ Модест (Стрельбицкий) опубликовал рукопись в 1885 г. Шесть надгробных досок уцелело к концу XIX в., доска Арсения Трудолюбивого хранилась в лавре до 1941 г. В надписи на доске сообщалось: «Преподобный Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся, или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше разве по захождении солнца. Ныне же в свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». «Преподобный Арсений» упомянут в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638 г.) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация Арсения Трудолюбивого совершена при архимандрите Варлааме (Ясинском; настоятель Киево-Печерского монастыря в 1684–1690 гг.), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, как полагают исследователи, была составлена «Служба преподобных отцев Печерских, ихже нетленныя мощи в Дальней пещере почивают», где Арсению Трудолюбивому посвящён четвёртый тропарь четвёртой песни канона, в котором святой прославляется как «трудолюбцем образ» и стяжавший «дар чудотворения»; во второй половине XVII в. Арсению Трудолюбивому был составлен особый кондак. Имя Арсения Трудолюбивого в числе «святых града Киева» упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках конца XVII – XVIII вв.). Указы Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно которым дозволялось вносить имена Киевских святых в общие месяцесловы, фактически осуществили общецерковную канонизацию Арсения Трудолюбивого. В 1843 г. установлено празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских – во вторую неделю Великого поста. Память Арсения Трудолюбивого 8 мая совершается ради тезоименитства с Арсением Великим.

 
PR-CY.ru