АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 г.

АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 г. состоялось в московском монастыре Донской иконы Божьей Матери, в архиерейском совещании участвовали 60 православных епископов, съехавшихся на похороны Патриарха Московского и всея России Тихона. На архиерейском совещании было вскрыто и оглашено завещание патриарха, датированное 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.), по которому права и обязанности патриарха передавались Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову), в случае невозможности для него вступить в эту должность – митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) и, наконец, митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), если и митрополит Агафангел окажется лишённым возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя.  76-е Апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников, этот запрет распространяется и на Первосвятительскую кафедру поместной церкви, косвенным образом он касается и Местоблюстительства. Однако Русская церковь уже в течение восьми лет пребывала в исключительно трудных условиях. Созвать поместный Собор для избрания нового патриарха было невозможно, православная церковь существовала в стране на полулегальном положении, поскольку советская власть в качестве православной церкви России признавала обновленческую группировку с её Синодом. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. предусмотрел возможность самого тяжёлого положения для церкви, в котором не удастся созвать Собор для избрания патриарха, и постановил, что в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника – Местоблюстителя Патриаршего Престола. Уже тогда патриарх Тихон назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имён на пленарном заседании. Ко времени кончины патриарха митрополит Агафангел находился в ссылке, митрополит Кирилл получил уведомление об окончании срока ссылки накануне смерти Первоиерарха, о чём собравшиеся на архиерейском совещании архиереи не знали. Поэтому на архиерейском совещании было решено во исполнение воли почившего Первосвятителя признать Патриаршим Местоблюстителем митрополита Крутицкого Петра, о чём и составлен был акт, удостоверенный 60 архиереями, на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), затем следуют подписи митрополитов Тверского Серафима (Александрова), Уральского Тихона (Оболенского), архиепископов Тамбовского Зиновия (Дроздова), Ростовского Иосифа (Петровых) и других архипастырей. В акт, составленный на архиерейском совещании, включили и волеизъявление митрополита Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанности Патриаршего Местоблюстителя». Архиерейское совещание до известной степени придаёт поставлению митрополита Петра Патриаршим Местоблюстителем характер соборного избрания, хотя, конечно, лишь отчасти. Архиерейское совещание не усвоило себе власти избирать Местоблюстителя и тем более патриарха, а только подтвердило правомочность завещательного распоряжения почившего патриарха, санкционировав переход полномочий Предстоятеля к одному из архипастырей, назначенных Тихоном. Значение архиерейского совещания определяется тем, что оно содействовало сохранению Патриаршего Престола и Первосвятительского возглавления РПЦ в крайне трудных условиях её существования. Решение архиерейского совещания о признании митрополита Петра Местоблюстителем служило в дальнейшем одним из оснований для признания правомочности передачи полномочий первого архиерея по завещаниям и распоряжениям, которые издавались впоследствии самим митрополитом Петром, а также митрополитом Иосифом (Петровых) и митрополитом Сергием (Страгородским).

 
PR-CY.ru