АНЧИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

АНЧИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского католикосата, одна из древних епархий Грузинской православной церкви с кафедрой в селе Анчи (современное село Аначлы в иле Артвин, Турция). Образована на рубеже VI–VII вв. в исторической провинции Грузии Кларджети. Наряду с Анчийской епархией к этому времени в Кларджети существовали Ахизская епархия, территория которой после нашествия Мервана Глухого (630 гг.) была разорена и включена в состав Анчийской епархии. Территория Анчийской епархии охватывала Лиганисхеви и простиралась до Гонио. Кафедральный храм во имя Спаса был расположен на левом берегу реки Чорохи, к северу от ущелья реки Борчха, у подножия Испирской горы. С IX в. жизнь Анчийской епархии тесно связана с деятельностью 12 кларджетских монастырей, основанных и обновлённых архимандритом Григорием Хандзойским, с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней (анчели) был присвоен Анчийскому епископу. В грузинских источниках анчели занимал третье место среди епископов Тао-Кларджети – после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии – между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 монастырей. По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления грузинского царя Баграта IV, византийские войска заняли юго-западные регионы Грузии. Несмотря на то, что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Тбетский епископ Саба воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников которого был Анчийский епископ гимнограф Езра, известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV–XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону многих местных архиереев, которые не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели – непосредственно от Антиохийского патриарха. Однако Мцхетским католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа второй половины XV в. исследователям известно, что Анчийский епископ Керобин (Абелисдзе) дал католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола.

 



 
PR-CY.ru