АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

В памятниках монументального зодчества Аланской епархии отражена сложная картина историко-политических коллизий Западной Алании в X–XVI вв. и её культурных взаимосвязей. Архитектура верхнекубанских храмов (Северный, Средний и Южный Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский крестово-купольные храмы X–XI вв.), построенных по средневизантийскому канону, отражает этап непосредственного присутствия в регионе греческих миссионеров и священников, присылаемых сюда Константинополем и имевших до конца XI в. резиденцию в верховьях реки Кубани (Нижнеархызское городище). С византийской традицией связаны многочисленные небольшие по размерам крестообразные или прямоугольные храмы с выступающей полукруглой апсидой, распространённые в северо-западном регионе Кавказа и по строительной технике аналогичные храмам Крыма и Херсонеса. С перенесением в XII в. административного центра Аланской епархии с Кавказа в Малую Азию ослабевшие культурные связи с Византией восполнились влиянием западной Грузии. Значительными памятниками этого периода являются Зругский храм с росписями, XII–XIII вв., и фрески Нузальской часовни в Северной Осетии; фигурные рельефы фасадов храма Тхаба-Ерды («2000 святых») на реке Асса в Ингушетии; план трёхцерковной базилики в посёлке Ильич, XII–XIII вв., в верховье реки Уруп (Краснодарский край) и др. Распространение получили и зальные церкви со вписанной в прямоугольник плана апсидой и деревянной двухскатной кровлей. Своеобразие архитектуры Аланской епархии проявляется и в соединении традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христианского храма: в церкви Тхаба-Ерды тип христианской базилики, украшенной фигурными рельефами грузинских мастеров, сочетается с традиционном для местных языческих святилищ устройством интерьера. Храмы XIII–XIV вв. («Авд-Дзуар» в селе Галиат, в сёлах Фраскати и Донифарс в Дигории, Нузальская часовня в Алагирском ущелье) демонстрируют композиционные и строительные приёмы, традиционно употребляемые в таких мемориальных сооружениях Восточного Кавказа, как языческие святилища и наземные склепы. Святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии – яркий пример синкретизма религиозных верований осетин. Монументальная живопись в храмах Аланской епархии принадлежит византийским (Сентинский и Зеленчукские храмы) либо западногрузинским (Нузал, Безенги) мастерам XI–XIV вв.



 
PR-CY.ru