АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

Здесь, в предкавказских степях, сменив гуннов, господствовали хазары, а вслед за ними – половцы. На северо-западе аланы с X в. время от времени входили в соприкосновение со славянскими племенами. Часть аланских племён селилась в бассейне Дона, имеются сведения о многочисленных автономных поселениях алан в Крыму и Северном Причерноморье. Не смешиваясь с местным населением, они сохраняли свой язык, культуру и обычаи. В древних и средневековых персо-, арабо-, армяно- и грекоязычных источниках ираноязычные племена Кавказа назывались «аланами»; в русских летописях они именованы «асами» («ясами»); в памятниках грузинской письменности – «осами» или «овсами». В IV–XIII вв. аланы представляли значительную военную силу. Великие державы того времени (Византия, Иран, Арабский халифат и Хазария) соперничали за влияние в Алании; аланские дружины участвовали в военных предприятиях на широких просторах Евразии – от Британии до Китая. В эпоху ирано-византийских войн (VI – начало VII вв.) произошло разделение Кавказа на зоны влияния между Византией и Сасанидским Ираном. В дальнейшем особенности культуры Северного Кавказа в Восточной (верховья Терека) и Западной (верховья Кубани и Лабы) Аланиях формировались различными путями и имели разные результаты. На северо-востоке Кавказа Иран привил культуру монументального каменного строительства, получившую здесь творческое развитие и дошедшую до настоящего времени в памятниках позднего Средневековья (архитектура башенных селений). Арабское нашествие в VIII в. нанесло Восточной Алании существенный ущерб, но в период господства хазар, данниками которых стали восточные аланы, экономика и культура региона были восстановлены. До XII в. восточные аланы были язычниками; в эпоху грузинской царицы Тамары здесь велась интенсивная христианизация, но всё же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения. В конце XIV в. сокрушительное вторжение Тимура привело к рассеянию значительной части алан, в то время как оставшиеся представители этого народа приняли участие в процессе этногенеза народов Северного Кавказа, в частности, современных осетин. Что же касается региона верховьев Кубани (Западная Алания), то эта область находилась в зоне влияния Византии, обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII–IX вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шёлкового пути», что существенно укрепило связи кавказских алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому государству, сложившемуся к этому времени на Северо-Восточном Кавказе в верховьях реки Кубани. К началу Х в. относится крещение местной правящей династии; тогда же по инициативе Константинопольского патриарха Николая Мистика была основана Аланская епархия. Стараниями греческих миссионеров – монаха Евфимия (с 912 г.) и архиепископа Петра (914–918 гг.), – действовавших при поддержке абхазских (западногрузинских) царей Константина III и Георгия II, христианство активно распространялось среди местных жителей.

 



 
PR-CY.ru