АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ - Страница 2

Их количество увеличилось после Трулльского собора, который правилом 37 узаконил практику назначения епископов в места, занятые неприятелем. Собор признал за этими епископами права действительных епископов, включая право поставления клириков: «...Да тако рукоположённые и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие, не подлежат за сие предосуждению: почему и рукоположения в разные степени клира, по правилам, да совершают, и преимуществом председания, сообразно своему пределу, да пользуются, и всякое происходящее от них начальственное действие да будет признаваемо твёрдым и законным. Ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быти пределы управления». По мере того как уменьшались пределы Византийской империи, количество «праздных епископов» всё больше возрастало. К примеру, известный византийский канонист Феодор Вальсамон, будучи поставлен Антиохийским патриархом, проживал в Константинополе. В русском православном церковном праве необходимо различались два момента: сообщение рукополагаемому духовной способности и юридическое определение его на должность. В церковной практике бывало, что между этими моментами проходило несколько лет. Так, в России в допетровские времена практика посвящения «сверх меры» нередко приводила к тому, что, «хотя не ставятся священницы и диаконы просто, однако ж многия ставятся к единой церкви свыше потребы и многия, оставив свою церковь, к которой поставлены были, волочатся семо и овамо, что тоеж есть с первым». Посвящаемый назначался на определённую должность, но мог уйти сам или быть уволенным прихожанами, поэтому Регламент утверждает: «Такового безчиния дабы впредь не было, должни суть мирския лица не принимать таковых попов и диаконов ни к которому церковному служению, а епископи долженствуют не ставить свыше потребы». Согласно уставу Русской православной церкви, «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси»; «епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения...» Определение на должность и посвящение в духовный сан в настоящее время отстоят друг от друга на несколько дней (но, бывает, и месяцев). Сложившаяся практика такова: хиротонии во епископа предшествует определение Священного Синода, а затем «наречение», т.е. объявление во время богослужения воли священноначалия об определении ставленника на епископскую кафедру.

 



 
PR-CY.ru