АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ

АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ – рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Халкидонский собор в шестом правиле признал недействительным абсолютное рукоположение: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположённого в той церкви, в которую он назначен. Однако шестое правило Халкидонского собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая абсолютное рукоположение членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что ещё раньше Анкирский собор правилом 18 и Антиохийский собор правилами 17 и 18 дали установления относительно абсолютного рукоположения епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешённым». Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности. Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нём совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела». Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на шестое халкидонское правило говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определённого города, но и прочие клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне (XII в.) это совсем оставлено»... Поставление епископов без назначения явно противоречит самому понятию епископского служения, но, тем не менее, в Византии были епископы, которые по разным причинам не занимали кафедр и не попадали под действие шестого правила Халкидонского собора; они получили название «праздных епископов».

 



 
PR-CY.ru