АФИНЫ - Страница 3

В 87 г. до н.э. римская армия Суллы во время подавления антиримского движения в Греции, взяла штурмом и разграбила город; было вывезено много памятников искусства. В 27 г. до н.э., после образования на территории Греции римской провинции Ахайя, Афины сохранили своё устройство, считались самоуправляющейся городской общиной под властью Римского государства и были освобождены от податей. В первые века н.э. Афины оставались центром деятельности философских школ, объединившихся во II в. вокруг Афинской школы платонизма. Существовала также школа риторов, где преподавали грамматику и риторику. Громкая слава Афин как «матери наук» привлекала в город молодёжь из разных областей Римской империи. Здесь завершали своё образование римские аристократы. В сознании образованного человека той эпохи Афины представляли собой своеобразный музей, который стремились посетить те, кто был знаком с классической греческой культурой. Классическое образование, которое давали афинские школы, ценилось не только среди язычников, но и среди христиан: в Афинах завершали своё образование как святители Василий Великий и Григорий Богослов, так и будущий император Юлиан Отступник. Дочерью одного из преподавателей философской школы была Афинаида, ставшая в 421 г. женой императора Феодосия II и получившая в крещении имя Евдокия. Около 51 г. н.э. апостол Павел посетил Афины во время своего второго путешествия и выступил с проповедью в ареопаге (Деян. 17:15–34). Из характеристики, данной афинянам в Новом Завете, видно, что подчинение Риму не изменило характера жителей города: «Афиняне и живущие у них иностранцы ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21), как это, согласно свидетельствам древних авторов, было и в классический период греческой истории. Афины могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: апостол Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» – Деян. 17:34), объединились в общину, для которой апостол Павел, как и прочим церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом Афин в византийской традиции считается священномученик Иерофей. Однако Евсевий Кесарийский называет первым афинским предстоятелем священномученика Дионисия Ареопагита, ссылаясь на свидетельство епископа Коринфского священномученика Дионисия (конец II в.). В первые века христианства община пополнялась, в основном, из числа уроженцев других областей Римской империи, прибывших в Афины. Преемник Дионисия Наркисс происходил из Палестины, а сменивший его епископ Публий – с острова Мальта. В конце II в. епископом Афин был Кодрат, принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при императоре Деции в середине III в., когда пострадали святые мученики Ираклий, два Венедима и Леонид с дружиной. В святоотеческой литературе и позднейшей византийской словесности Афины – символ культуры и образованности, Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчёркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими.

 



 
PR-CY.ru