Словарь по христианству А АФИНЫ

АФИНЫ

АФИНЫ – город на юго-востоке Балканского полуострова (в Средней Греции), столица Греческой Республики, центр нома Аттика; центр Афинской архиепископии, главной епархии Элладской православной церкви. Современные Афины составляют особую административную единицу и представляют собой мегаполис (Большие Афины) с населением 3216 тыс. человек (2002 г.). Центр города (территория древних и средневековых Афин) расположен в 5 км от моря и в 8 км от основного порта Пирей. Укреплённая центральная часть города (Акрополь) расположена на известняковом холме (125 м), который, по преданию, был выбран в качестве резиденции первым царём Аттики Кекропом, назвавшим эту землю по своему имени – Кекропия. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе (на южном склоне) датируются концом неолита, в середине III–II тыс. до н.э. эта территория входила в ареал распространения эгейской (крито-микенской, на Балканском полуострове – элладской) культуры. Во время переселения дорийцев (XII в. до н.э.), когда они заняли земли в Средней и Южной Греции, только Афины смогли сохранить независимость, и сюда бежала часть населения из побеждённых дорийцами ахейских государств Пелопоннеса. С именем царя Афин Тесея (около XIII в. до н.э.) античная традиция связывает процесс объединения родовых общин Аттики (синойкизм) вокруг Акрополя. Ему же приписывается введение древнейшего устройства афинского общества. Преобразовательская деятельность Тесея, как считали древние, послужила примером для остальных греческих городов-государств (полисов) и положила начало первенству Афин в греческом мире. Наиболее почитаемой в древних Афинах была богиня мудрости Афина, которая считалась покровительницей города и афинской государственности. В городе Элевсине, в окрестностях Афин, был распространён культ Посейдона и Деметры. В VII–VI вв. до н.э. Афины постепенно стали одним из наиболее значительных греческих полисов и распространили своё влияние на ряд островов Эгейского моря. Одновременно изменялся и политический строй: на смену царской власти пришло сначала аристократическое правление, затем, после реформ Солона (594/593 г.), основным органом государственного управления стало народное собрание, около 560 г. до н.э. была установлена тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоёв демоса и крестьянства. В Афинах велось большое общественное строительство (в том числе храмов, рынка, водопровода и др.). На протяжении VI–V вв. был проведён ряд демократических реформ. Свергнув в 510 г. до н.э. тиранию Писистратидов, Клисфен создал территориальные филы вместо родовых, ввёл закон об остракизме для предотвращения тирании. В 462 г. реформой Эфиальта ареопаг был лишён политической власти, за ним сохранялись судебные функции по некоторым уголовным и религиозным делам; верховная власть перешла к народному собранию; право занятия высших государственных должностей (кроме стратегов и казначеев) было предоставлено всем гражданам, выборы стали производиться по жребию, была введена плата за исполнение обязанностей в суде присяжных (гелиэе) и за участие в заседаниях народного собрания. В начале V в. до н.э. Афины возглавили сопротивление греческих полисов персам (греко-персидские войны 500–449 гг. до н.э.).

 



 
PR-CY.ru