Словарь по христианству А АРЕОПАГ

АРЕОПАГ

АРЕОПАГ (греч. – холм Ареса) – холм в Афинах (высота около 1320 м), место заседаний совета старейшин с тем же названием. Исследователи полагают, что название холма связано с именем греческого бога войны Ареса или с греческим словом «проклятия», относящимся к фуриям, чья пещера находилась на северо-восточном склоне холма. В 51 г. н.э. апостол Павел произнёс здесь речь перед афинянами, после которой «некоторые ... уверовали: между ними ... Дионисий Ареопагит и женщина именем Дамарь» (Деян. 17:34). В христианской традиции холм почитается как место обращения Дионисия Ареопагита, которому приписывается авторство корпуса богословских творений «Ареопагитик». Согласно преданию, Дионисий был вторым епископом Афин, принял мученическую кончину и считался покровителем Афин. Сохранились руины церкви во имя Дионисия, построенной в XVI в. на высокой террасе под северо-восточным обрывом Ареопага, и остатки колодца, возможно, находившегося при доме Дионисия. Во время своего второго благовестнического путешествия апостол Павел прибыл в Афины и «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Он обращался к «иудеям и чтущим Бога» и ежедневно к людям, встретившимся ему на агоре (находившейся около 495 м к северо-западу ниже Ареопага). Апостол был приведён в Ареопаг «эпикурейскими и стоическими философами», которые захотели больше узнать о «новом учении». После споров с философами апостол Павел произносит речь (Деян. 17:16–21). Предметом дискуссий остаётся значение слова «Ареопаг» в рассказе об этом событии в «Деяниях святых апостолов»: сообщается ли здесь о том, что апостол Павел произнёс речь на «холме Ареса» (точка зрения, имеющая в современной литературе наибольшее число сторонников), или он выступил перед судебным органом с защитительной речью (Тимоти Дэвид Барнс, Вольф Шмид). Он начинает свою речь с того, что хвалит набожность афинян, указывая на виденный им в городе жертвенник с надписью: «Неведомому Богу» (о существовании таких жертвенников сообщают и другие греческие авторы). В отличие от речей, обращённых к иудеям (ср.: Деян. 13:16–41), апостол Павел не касается темы исполнения мессианских чаяний Израиля – предшествующий христианскому благовестию период рассматривается им как время, в которое созданный Богом «от одной крови человеческий род» должен был «искать Бога», взирая на Его промышление о сотворённом Им мире. Но человечество, по словам апостола, не выполнило своего предназначения, не познало Бога, допустив превратные мнения о Нём и впав в идолопоклонство (Деян. 17:24–29; ср.: Рим. 1:18–32). Поэтому, «оставляя времена неведения», Бог повелевает всем покаяться ввиду грядущего суда, который Он будет совершать посредством «предопределённого Им Мужа», воскрешённого Им из мёртвых. При упоминании о воскресении слушатели своими насмешками перебивают апостола (Деян. 17:30–32). Благодаря речи апостола Павла, которая была отвергнута большинством слушателей, некоторые афиняне уверовали. Для речи в целом характерно использование мыслей и понятий, хотя и библейских в своей основе, но созвучных и языческой философии, прежде всего, философии стоиков, а также отчасти Платона и эпикурейцев: например, указание на то, что Бог живёт «не в рукотворённых храмах» (Деян. 17:24), не нуждается в служении рук человеческих (Деян. 17:25) и вообще ни в чём не имеет нужды, подчёркивание единства человеческого рода (Деян. 17:26) и его близости и родства с Богом (Деян. 17:25), осуждение идолослужения (Деян. 17:29).

 
PR-CY.ru