АНТИНОМИЯ - Страница 7

П.А. Флоренский не оставил подробно разработанной систематики и типологии антиномий, но она просматривается в его учении. Он говорит об антиномиях: в Священном Писании (антиномия закона и свободы образует «ткань Нового Завета»; «Священная Книга полна антиномиями»), в догматике (Божество – единосущное и триипостасное; два естества во Христе соединены – неслитно и нераздельно; отношение человека к Богу – предопределение и свободная воля; далее – антиномии греха, воздаяния, конечной судьбы, заслуги, благодати, веры, пришествия Христова), в учении о церкви (Божественная и человеческая, видимая и невидимая; «Православие утверждает антиномичность»); в учении о таинствах; в апологетике (принципы построения современной ему апологетики он считал ошибочными, они не учитывают антиномии религии и жизни); в понимании всеединства и бытия («Антиномичность – залог цельности...»), человека и природы, языка и познания («... действительность, под углом зрения познания, есть часть познания; познание, под углом зрения действительности, есть часть действительности...»), всемирной истории, культуры и искусства. Князь Евгений Николаевич Трубецкой в книге «Метафизические предпосылки познания» критикует космологические антиномии И. Канта и отмечает, что лишь третья антиномия «заключает действительное противоречие». Несмотря на то, что он остаётся решительным противником учений об антиномиях и считает, что «во всеедином сознании их нет», его позиция неоднозначна, и порой у исследователей создаётся впечатление, что Е.Н. Трубецкой готов признать антиномии, но объяснять их несовершенством человеческой природы, её духовной и нравственной повреждённостью. В книге «Смысл жизни» он пишет: «...Означает ли эта полнота Откровения полноту человеческого ведения о Боге? И нет и да! ...Препятствие, отделяющее нас от этого Богопознания, – вовсе не логическое, а жизненное; оно коренится не в «антиномическом устройстве» человеческого ума, а в самой сердцевине человеческого существа...» К такому же выводу, но с противоположных позиций приходит протоиерей Василий Васильевич Зеньковский в работе «Основы христианской философии», оценивая положительно учение об антиномиях у И. Канта, П.А. Флоренского и Сергея Николаевича Булгакова, он предлагает распространить его на все «познавательные силы», имея в виду, в первую очередь, «сердце». В книге «Свет Невечерний» С.Н. Булгаков под влиянием П.А. Флоренского пишет об антиномичности человеческого разума и обсуждает «основную антиномию религиозного сознания», которую усматривает в трансцендентности Бога (понимаемого в Себе) и имманентности (раскрытости) Его человеческому сознанию. Эту общую религиозную антиномию, выразившуюся в отрицательном и положительном богословии,

 



 
PR-CY.ru