АНТИНОМИЯ - Страница 6

Собственное оригинальное учение священника П.А. Флоренского об антиномиях складывалось в течение длительного времени и по своему охвату и глубине занимает исключительное место в истории мысли XX в. Наряду с истиной, символом и именем антиномия является важнейшим конструктивным элементом его философско-богословского синтеза, призванного соединить разумное со сверхразумным, логическое с мистическим. Идея антиномичности бытия пронизывает все построения П.А. Флоренского: догматику, учение о таинствах, философию природы и искусства. В курсе лекций, прочитанном в Московской духовной академии в 1921 г., он говорил: «Антиномия разума – это краеугольный камень при объяснении в построении догматов. Догмат потому и абсолютен, что он сопряжённо противоречив...» В философии культа, в которой православная литургия рассматривается в качестве основы не только религиозной жизни, но жизни вообще, он отмечал, что в «антиномии горнего и дольнего завито существо культа». В метафизике, отрицая классические представления о бытии как целостном и основанном на непрерывности логических связей, П.А. Флоренский создал свою версию учения о всеединстве, в основе которой лежит интуиция прерывности бытия, а связующим началом является телеологический принцип. Именно представления о прерывности бытия обусловили необходимость понимания антиномий как символов «трещин» и «разломов» бытия, указывающих на «неслиянностъ бытий» и недоступную одному логическому разуму «их связь своими энергиями». Хотя термином «антиномия» в зависимости от контекста П.А. Флоренский обозначает то тождество противоположностей, то противоречие разума с самим собой (иногда мнимое противоречие), то логическое затруднение, основное определение связано с пониманием антиномий в качестве символов всеединства, в котором различные роды сущего иерархически объединены единством Божественного замысла. Определение символа как сущности, «энергия которой... срастворённая с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несёт таким образом в себе эту последнюю», позволяет толковать антиномии в качестве мостов, связывающих разные типы реальностей и по этой причине требующих единства логики и умозрения. Однако антиномии, по П.А. Флоренскому, не могут быть сведены только к бытийной или познавательной проблематике; существует и другая, не менее важная духовно-нравственная сторона антиномий – грех как источник повреждённости и раздвоенности разума и его двоящихся представлений о мире. В книге «Столп и утверждение Истины» П.А. Флоренский пишет: «Если есть грех... то всё наше существо, равно как и весь мир раздроблены». Он рассматривает антиномии как точки пересечения бытия, знания и веры, а в самой вере видит основу для преодоления раздробленности бытия и повреждённости разума, которые связаны с грехом и заблуждением; соответственно, рационалистическую антитезу субъективного и объективного в толковании антиномий П.А. Флоренский пытается снять, указывая на пример святых подвижников, в «богоносном уме» которых «болезнь бытия залечивается».

 



 
PR-CY.ru