АНТИНОМИЯ - Страница 5

Выявленный И. Кантом способ понимания отвлечённых понятий и вещей из противоречий (и отрицательных определений), несмотря на его оригинальность, имеет глубокие корни и давние традиции, он связан с апориями Зенона, с «иронией» Сократа, с диалектикой «единого и иного» в платонизме и неоплатонизме, он развивался в парадоксах Тертуллиана, принципах апофатического богословия в «Ареопагитиках» и у Иоанна Дамаскина, в учении о «двойственности мышления» Максима Исповедника, он нашёл отражение в «Да и нет» Пьера Абеляра, в coincidentia oppositorum (лат. – совпадение противоположностей) Николая Кузанского и других работах. III. В России учение И. Канта об антиномиях обсуждалось: в историко-философских трудах Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого, Памфила Даниловича Юркевича, Михаила Ивановича Владиславлева, епископа Никанора (Бровковича), Алексея Александровича Козлова, Михаила Михайловича Филиппова, Льва Максимовича Робинсона, Михаила Ивановича Каринского, Александра Ивановича Введенского, Василия Александровича Савальского и др.; в оригинальных построениях русской мысли у Льва Михайловича Лопатина, Вячеслава Иванова, Николая Онуфриевича Лосского, Николая Александровича Бердяева, Льва Платоновича Карсавина. Вопрос о типах соединения философии всеединства с учением об антиномиях исследователи относят к числу теоретически не решённых проблем. И. Кант критического периода (после диссертации 1770 г.) о «всеединстве» не писал, предпочитая говорить «о систематическом единстве целей в этом мире мыслящих существ». Владимир Сергеевич Соловьёв, основатель философии всеединства в России и один из лучших знатоков И. Канта, термин «антиномия» употребляет крайне редко. Хотя в статье «Кант» он подробно излагает доказательства «космологических антиномий», критика кантовского понимания вещей в себе со всей определённостью свидетельствует о его отрицательном отношении к антиномиям. Николай Фёдорович Фёдоров с позиций «философии общего дела», своего рода аналога «всеединства», упрекает И. Канта за вечное и неустранимое «раздвоение разума», резко критикует и перетолковывает кантовские антиномии в духе собственной философии. Учение об антиномиях было близко князю Сергею Николаевичу Трубецкому, который в своей философии всеединства рассматривал сознание и душевную жизнь человека как внутренне противоречивую и писал об антиномичности рассудочного мышления в его попытках понять Бога как Абсолют и как конкретную Личность. Однако его учение, несмотря на анализ антиномий понятия причинности, времени и пространства, осталось неразработанным. Священник Павел Александрович Флоренский в сочинении «Космологические антиномии Канта» считает, что «идея о возможности антиномий разума – это самая глубокая и самая плодотворная из идей Канта». Критика антиномий у П.А. Флоренского строится на двух основных аргументах: традиционном, направленном против кантовского понимания вещей в себе, и относительно новом, предполагающем использование идеи актуальной бесконечности для анализа «математических» антиномий. Эти аргументы в своё время были продуманы И. Кантом, и он их не считал убедительными.

 



 
PR-CY.ru