АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ (греч. – противозаконие) – в философии и богословии – противоречие между двумя логически обоснованными положениями. По своему происхождению термин «антиномия» в значении «противоречие в законе» относится к юридической области: из ранних упоминаний встречается у Плутарха, Квинтилиана, в Кодексе Юстиниана, а также в литературе Нового времени (Рудольф Гоклениус в «Философском словаре» 1613 г. и др.). Известная полемика в протестантизме об отношении к закону Моисея и оправдании добрыми делами (между Иоанном Агриколой, Филиппом Меланхтоном и Мартином Лютером) получила название «антиномистского спора» (Antinomienstreit), а учение непримиримых противников Закона стало именоваться «антиномизмом» (Antinomismus). По мнению Эрнеста Леопольдовича Радлова, «антиномия» – «термин, введённый Боне в естественную теологию, обозначающий противоречие между двумя одинаково правильными законами». Некоторые исследователи (Эрнст Кассирер), в том числе и русские (Лев Максимович Робинсон), истоки учения об антиномии связывают с именами Пьера Бейля и Артура Кольера. I. Философский и богословский смысл термин «антиномия» приобретает лишь в систематически разработанном в философии Иммануила Канта учении, которое было тесно связано с логикой развития критической философии и стало одним из ее важнейших устоев. В 1798 г. И. Кант в письме к Гарве писал, что антиномии чистого разума были «отправной точкой» его исследований, и именно они пробудили его от «догматического сна». Антиномии как «противоречия разума с самим собою» относительно теоретического, эстетического и практического их применения рассматриваются во всех основных произведениях И. Канта, но наиболее глубоко и обстоятельно это учение представлено в «Критике чистого разума» (1781 г.); найденные здесь формальная структура антиномий (в виде доказываемых тезисов и антитезисов) и способы их трансцендентально-критического разрешения оказали большое влияние на ход европейской философии. В «Критике чистого разума» И. Кант формулирует четыре «космологические» антиномии: «1. (Тезис). Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве; (Антитезис). Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве. 2. (Тезис). Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что сложено из простого; (Антитезис). Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3. (Тезис). Причинность, согласно законам природы, есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность (Causalität durch Freiheit); (Антитезис). Не существует никакой свободы, но всё совершается в мире только согласно законам природы. 4. (Тезис). К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо; (Антитезис). Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины».

 



 
PR-CY.ru