АПОЛЛОН - Страница 2

Аполлон почитался как Дионис и носил его эпитеты – Плющевой и Бакхий, что также указывает на единение светлых рациональных и тёмных стихийных сил в этом божестве. Целительные силы Аполлона связаны с его светлой, сияющей стороной, эпитет «Феб» означает чистоту, блеск и прорицание. В поздней Античности Аполлон иногда отождествлялся с Солнцем-Гелиосом во всей полноте его целительных и губительных функций. Хотя у Гомера Зевс, Афина и Аполлон составляют в олимпийской системе нечто целое, Аполлон постоянно выступал против Зевса и приводил его в гнев своим независимым нравом. После смерти Асклепия, поражённого Зевсом, Аполлон истребил киклопов, ковавших для Зевса молнии. В наказание он был послан служить пастухом у царя Адмета. Вместе с Герой и Посейдоном Аполлон пытался ниспровергнуть Зевса. После раскрытия заговора Аполлон и Посейдон должны были искупать вину перед Зевсом служением людям: в образе смертных они возвели стены Трои для царя Лаомедонта, которые затем разрушили, не получив от него положенной им платы. Таким образом, на время исключаясь из семьи богов, Аполлон испытал своеобразную очистительную смерть, находясь в «рабском зраке». Так же он искупал вину после убийства хтонических чудовищ, очищаясь через нисхождение в Аид, где вместе с тем обретал и новую силу. К концу Античности, по-своему стремившейся к монотеизму, Аполлон как солнечный бог, правящий космосом, иногда вытеснял самого Зевса (гимн Прокла «К Аполлону»). На классической (героической) ступени мифологического развития архаика Аполлон сохраняется только в качестве рудиментарных атрибутов божества. Он уже не лавр, но любит Дафну – нимфу лаврового дерева, он не кипарис или гиацинт, но любит одноимённых прекрасных юношей. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и волкоубийц; если когда-то Пифон победил Аполлона, и в Дельфах показывали его могилу, то теперь он – убийца Пифона. Классический Аполлон (сильное, гармоническое, светлое, прекрасное божество эпохи патриархата) перекрывает архаического мрачного властителя над жизнью и смертью, одно появление которого на Олимпе внушало богам ужас. Культ Аполлона был широко распространён в Греции: храмы с оракулами Аполлона существовали в Абах, Дидимах, Кларосе, на Пелопоннесе и в других местах. Центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где жрица-пифия изрекала пророчества, допускавшие самое широкое толкование; это позволяло дельфийской коллегии жрецов оказывать влияние на социально-политическую жизнь Греции. В Дельфах также проводились так называемые Пифийские игры, посвящённые победе Аполлона над Пифоном, по популярности уступавшие только Олимпийским играм. Победа героического Аполлона над хтонизмом праздновалась в Тегее. В этолии славили Аполлона Панэтолика (покровителя племён); на Родосе было празднество в честь архаического Аполлона – Сминфия. На Делос, по преданию место рождения Аполлона, из Афин ежегодно отправляли священное посольство «феорию», на время которого отменялась смертная казнь. Там же, в храме Аполлона, хранилась казна Делосского союза греческих полисов, и происходили собрания его членов. Таким образом, Аполлон постепенно приобрёл черты устроителя политической, религиозной и культурной жизни Греции. В классический период Аполлон воспринимался, прежде всего, как бог искусства и художественного вдохновения.



 
PR-CY.ru