Словарь по христианству А АПОЛЛОН

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН – в древнегреческой мифологии сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды, олимпийский бог, сочетающий в своём образе черты как архаики и хтоники (догреческое и малоазийское развитие), так и классики и, таким образом, совмещающий в себе благодетельные и губительные функции, тёмные и светлые стороны жизни. В образе Аполлона слиты воедино качества стреловержца-губителя, целителя, прорицателя, помощника героев, охранителя стад, родоначальника племён, основателя городов, покровителя искусств, блюстителя космической и человеческой гармонии. Исследователи утверждают, что имя Аполлона не индоевропейского происхождения и поэтому не поддаётся толкованию из фактов греческого языка. Архаическая основа образа Аполлона проявляется в постоянном именовании его «Летоидом», что подчёркивает его связь с матерью Лето, а не с отцом Зевсом, в его близости к земледелию и пастушеству, а также в использовании фитоморфных и зооморфных эпитетов при его описании. Он – Дафний (лавровый), Дримас (дубовый), связан с пальмой, кипарисом, маслиной, плющом. Он – Сминфей (мышиный), но он же и спаситель от мышей, Ликейский (волчий) и охранитель от волков. Преодолевая свою архаическую основу, Аполлон очищает землю от древнего хтонизма. Он убивает змея Пифона, великана Тития, участвует в битве олимпийских богов с гигантами и титанами. Аполлон-стреловержец несёт чуму и смерть в лагерь ахейцев, оскорбивших его жреца. Но он же прекращает чуму во время Пелопоннесской войны, сам именуется врачом и имеет сына-врача Асклепия. Аполлон-прорицатель основал святилища в Греции, Малой Азии, Италии (Дельфы, Kларoc, Колофон, Кумы) и именовался «водителем судьбы», или Мойрагетом. Он помогал героям (см. поэму Аполлония Родосского «Аргонавтика»), и с его помощью Геракл, Тесей, Орфей боролись со стихийными силами, усмиряя их оружием, установлением законов или искусством. Аполлон охранял и приумножал стада, именуясь Номием – пастухом, строил города и как родоначальник племён назывался Отчимом. Вместе с тем  Аполлон, борясь с миром хтонизма и помогая героям, носил имена Aлeкcикaкoc (помощник, отвратитель зла), Aкecий (целитель), Эпикурий (попечитель), Простат (заступник). Классический Аполлон – это бог искусства. Он изобрёл кифару, покровительствовал певцам и называл себя «водителем муз» – Мусагетом. Наиболее полно многообразие функций Аполлона представлено в позднем анонимном гимне, обычно печатающемся вместе с «Орфическими гимнами», и в речи императора-неоплатоника Юлиана «К царю Солнца». В эпоху колонизации греками Малой Азии (VII в. до н.э.) Аполлон постепенно входит в семью олимпийских богов. Подтверждением малоазийского происхождения Аполлона является и особенное почитание его в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос), и помощь троянцам в Троянской войне. Незримо он участвует в убийстве Патрокла Гектором, Ахилла Парисом и насылает чуму на лагерь ахейцев. К позднему вхождению Аполлона в олимпийский круг относится переход к нему функций других богов. От Геи Аполлон получил мудрость и стал «пророком Зевса», возвестившим в Дельфах волю своего отца. От Гермеса получил кифару и музыкальный дар, от Диониса – вдохновенное безумие и экстаз, которыми он будет наделять истинных поэтов.

 



 
PR-CY.ru