АТМАН

АТМАН (санскр. – сам, сам себя; самость) – многозначный термин, в религиозной метафизике приобретающий смысл онтологического и сотериологического понятия брахманистско-индуистской религиозной традиции и философии. Означает сущность, самость каждой вещи; душу, дух, абсолютный субъект, «Я». Учение об Атмане формируется в текстах брахманистской прозы, в наибольшей степени в упанишадах, где Атман – духовное ядро индивида, душа и даже тело. Если Атман может быть соотнесён с понятием «субъект», то Брахман в противоположность Атману соотносим с понятием «объект». В пантеистической парадигме брахманистского сознания учение о тождестве Атмана и Брахмана объявляется сердцевиной сокровенного знания упанишад и выражается священными речениями и звуками: «тат твам аси» («ты есть То»), «ом» и др. Поэтому Атман и Брахман оба имеют божественную природу. «Это мой Атман в моём сердце меньше, чем горчичное семя... больше, чем все эти миры... это мой Атман в моём сердце, это Брахман. В него войду я, уйдя из этого мира». Путь к обретению этого сокровенного знания, передаваемого от учителя к ученику, обозначается как поиск Атмана, который является высшим идеалом и смыслом жизни. В упанишадах особо подчёркивается именно мистико-интуитивный, а не опытно-рациональный характер постижения Атмана. На чувственно-дискурсивном уровне Атман соответствует Брахману, как тело человека соотносится с физическим «телом» космоса и как мысленное «Я» – с мировой душой и т.д. В сверхчувственном и сверхразумном состоянии интуитивное «Я» и высший Брахман слиты воедино: Атман растворяется в Брахмане, а он, осознавая себя, становится Атманом, и это высшее состояние приравнивается к «освобождению» – мокше. Вопрос об Атмане является одним из важнейших в индийской религии и философии. Если брахмаисты и индуисты активно разрабатывали концепцию атма-вада, то буддисты подвергали её серьёзной критике, их доктрина получила название «анатмавада». Между тем атеистическая локаята отождествляла Атмана с живым телом человека, отрицая существование души и духа как особой субстанции. В рамках самой ортодоксальной брахманистско-индуистской традиции исследователи выделяют общезначимое понимание Атмана как постоянной сущности, сокрытой не только в «Я» человека, но и во всех существах и в божестве. Она отлична от чувственных, душевных и интеллектуальных состояний и модификаций субъекта, постигается мистическим путём через самопознание, являющееся одновременно и познанием божества (Брахмана), и достижением освобождения (мокши), которое трактуется как бытие (сат), сознание (чит), блаженство (ананда) и приобретает различные смыслы или различные оттенки одного смысла в интерпретации Атмана. В санкхье и йоге Атман, по существу, является Пурушей, а значит, он и един как освобождённый высший и бездеятельный дух, и множествен, потому что отождествляет себя с эмпирическим и индивидуальным «Я» и вовлечён в круговорот мирского существования (сансару). В мимансе и ньяя-вайшешике также признаётся множество Атманов. Неизменным же и единым Атман считается только в веданте, где учение об Атмане – центр сотериологии и метафизики. Однако и здесь статус Атмана колеблется: в адвайта-веданте Атман недвойствен и тождествен Брахману, а подлинное «Я» человека абсолютно тождественно Атману (дживатман), чем преодолеваются индивидуальные характеристики этого подлинного «Я»; в вишишта-адвайта-веданте Атман считается также тождественным Брахману, но индивидуальные души (джива) могут иметь и реальные отличия (вишишта) от него даже в освобождённом состоянии; в отличие от адвайты дуалистическая веданта (двайта), признавая душу совершенно иной, хотя и зависимой от Атмана сущностью, считает Атмана единым всепроникающим духом.

 
PR-CY.ru