АРЕФА

АРЕФА (ум. в 523 г.) – мученик (память 24 октября, в Эфиопской церкви 26 хэдара; 22/23 ноября), глава христиан Награна, пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн. После кончины награнского епископа Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец Арефа, не имевший духовного сана. Согласно ряду источников, он был светским правителем города и его округи (этнархом и филархом), причём прежде эту должность занимал его отец. Когда началась война с Аксумом, царь Йосеф Асар Ясар потребовал от Арефы прислать к нему всех боеспособных жителей Награна. Ополчение было собрано и отправлено, но вернулось с полдороги, узнав о предпринятом по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Йосеф расценил это как мятеж. После осады и взятия города в конце октября (или ноября) 523 г. тяжелобольной Арефа был схвачен и предстал перед царём. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих сограждан. По приказу царя Арефа вместе с другими награнцами был отведён в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом. О мученичестве Арефы повествуется в письме царя Йосефа Асара Ясара к царю Мунзиру III, а также в письме епископа Симеона Бет-Аршамского к авве Мар-Симеону (VI в.). Пространное греческое Житие создано на основе актов Арефы, написанных в VI в. В конце Х в. Житие было переработано Симеоном Метафрастом. Краткие Жития содержатся в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви X в. Стихи Арефы содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Милитинского XI в. и Феодора Продрома начала XII в. Память Арефы 24 октября отмечается во всех греческих календарях. Согласно памятникам константинопольского происхождения: Типикону Великой церкви X в. и Синаксарю Константинопольской церкви X в., – синаксис Арефе совершался в храме Богородицы в Протасиевых. Древние календари Иерусалимской церкви, ориентированные на Святогробский Типикон, и восходящие к данной традиции грузинские и армянские литургические памятники (VII–XI вв.) отмечают память Арефы 20 апреля, 1 и 4 октября. О почитании Арефы на Руси свидетельствуют упоминания о нём в рукописях XI в.: память Арефы отмечена в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 гг., служба с каноном Феофана содержится в Минее 1096 г. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод краткого Жития Арефы, включённый в нестишной Пролог (древнейший список – Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.). В первой половине XIV в. краткое Житие Арефы было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Пространное Житие Арефы было переведено на славянский язык не позднее XII в., сохранилось в версиях, восходящих к одному переводу.

 



 
PR-CY.ru