АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, Македонский - Страница 7

О попытке Александра Великого подняться на небо повествуется в различных редакциях «Романа об Александре». Иконография полёта (или вознесения) Александра Великого была призвана выражать торжество императорской идеи, а кроме того, прославление царской и княжеской власти. Александр Великий изображался сидящим на колеснице или в корзине, возносимой двумя грифонами (позднее – птицами), в руках он, как правило, симметрично держал две палки с приманкой для грифонов, иногда его изображали с державой в правой руке. Эта композиция встречается на наружных рельефах соборов, на царских коронах и диадемах, на драгоценных блюдах и др. К числу наиболее известных памятников с «Вознесением Александра Великого» относятся: южноитальянская шкатулка из слоновой кости, X в. (Музей в Дармштадте); фрагмент эмалевой диадемы из раскопок в Преславе, XI в. (Археологический музей. София); золотой медальон с эмалями из Пала д'Оро, XII в. (собор Сан-Марко в Венеции); рельеф в церкви Святой Софии в Константинополе, XII в., рельеф на фасаде собора Сан-Марко в Венеции, XII в.; эмалевое артукидское блюдо, середина XII в. (Тирольский музей Фердинандеума. Инсбрук); серебряное блюдо с рельефами из региона государств крестоносцев, ранний XIII в. (Государственный Эрмитаж); рельефы из монастыря Дохиар на Афоне и церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), предположительно XIV в. Сохранилось несколько изображений «Вознесения Александра Великого» в памятниках Древней Руси: на золотой диадеме, украшенной эмалями, XI в.; в рельефах Успенского собора во Владимире, 1158–1161 гг., Дмитриевского собора во Владимире, 1193–1197 гг., и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1230–1234 гг. Композиция «Вознесения Александра Великого» входила в число апотропеических (охранительных) сюжетов, ограждающих от сил зла. В соборе Сан-Марко в Венеции рельеф с «Вознесением Александра Великого» есть в составе цикла, который включает святых воинов и подвиги Геракла, а на рельефе из монастыря Дохиариу по сторонам Александра Великого представлены две львиные маски (по мнению исследователей, это отзвуки эллинистической традиции, уподоблявшей Александра Великого Гераклу). в) Портреты Александра Великого сохранились: в рукописи XIII в., где он изображён в двух типах – грузная фигура, на голове корона с тремя зубцами и безбородый с миловидным лицом, в диадеме и тёмном плаще; в рукописи из церкви Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции (XIII в.) – представлен как византийский император эпохи Палеологов, с христианскими инсигниями. В сборнике кирилло-белозерского книгописца Евфросина есть миниатюра, изображающая юного Александра Великого в царском облачении на престоле (Российская национальная библиотека, 1491 г.). В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова, конец IX в., и в её списках есть миниатюра с изображением четырёх мировых царств (Дан. 7:1–7), включающая также и «Царство Александра Великого». На моливдовуле X в. (Государственный Эрмитаж) представлен портрет Александра Великого. По мнению Э. Кош де ла Ферте, на кольце из частной коллекции Э. Стататос в композицию магического назначения включено изображение головы Александра Великого.



 
PR-CY.ru