АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, Македонский - Страница 3

В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь – четырёхголовый барс с четырьмя крыльями, т.е. властитель всех четырёх сторон света, за которым следует время четвёртого зверя (Дан. 7:6–8). Александр Великий («царь Греции») появляется в образе «косматого» однорогого козла, который сокрушает предшествующее (мидо-персидское) царство, символизируемое овном с двумя неодинаковыми рогами; однако и его царство недолговечно и распадается на четыре части (рога, «обращённые на четыре ветра небесных»; Дан. 8:5–14, 20–22; 11:3–4). Для осуждения власти наследников Александра Великого, эллинистических царей, от которых вышел «корень греха», в 1 Макк. 1:1–7; 6:2 образ Александра Великого избирается как точка отсчёта нового миропорядка и новых страданий для иудеев. В то же время иудейский историк Иосиф Флавий (I в. н.э.) оставил описание торжественного приёма Александру Великому, который устроили иудеи у ворот Иерусалима. Александр Великий представлен у Иосифа великодушным правителем, который дарует народу налоговые привилегии (разрешил не платить налоги в субботний год, когда евреи оставляли поля под паром) и демонстрирует почтение к Богу иудеев тем, что преклонился перед вышедшим навстречу ему в богослужебных одеяниях первосвященником. Очевидно, что автор стремился возвысить ранг македонца в контексте иудейской традиции: познакомившись к Книгой пророка Даниила, Александр Великий узнаёт себя в том «царе Греции», который должен разрушить Персидское царство. Ещё до персидского похода македонский царь видел сон, смысл которого он понимает только после встречи с первосвященником: его поход происходил по «Божьему предначертанию». По всей вероятности, рассказанное Иосифом Флавием представляет собой легенду, однако не исключающую факта встречи Александра Великого с иудейским первосвященником. В более позднем талмудическом иудаизме тенденция к приданию Александру Великому черт, необходимых в этой системе ценностей для великого исторического персонажа, приобретает законченный вид. Действовавший под покровительством Бога царь-мудрец Александр Великий не только посетил Иерусалим, но и вошёл в храм Соломона. С точки зрения христианской этики многие поступки Александра Великого были осуждены как проявление непомерной гордыни, властолюбия, невоздержанности и жестокости. Так, раннехристианский писатель Татиан (II в.) называет Александра Великого «бешеным юнцом», «выказывающим мужество и доблесть на пирах и пронзающим копьём лучшего и любимого друга», а Евсевий Кесарийский (IV в.) обвиняет его в пьянстве, разнузданности и жестокости, а также убийстве и порабощении многих людей и народов, за что он и получил раннюю смерть, «чтобы не губить более род человеческий». В то же время, оценивая Александра Великого как крупнейшего исторического деятеля, христианские византийские хронисты называли его первым царём эллинов, создателем мировой державы, которой наследовала Византия. В легендарных представлениях христиан существовала особая связь Александра Великого и Христа. В сирийской легенде V–VI вв. говорится о том, что Александр Великий знал о будущем пришествии Спасителя и был готов сделать своей столицей Иерусалим и передать Ему свою мировую державу.

 



 
PR-CY.ru