АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, Македонский - Страница 2

Для греков и всего Восточного Средиземноморья Александр Великий стал объединителем всей ойкумены, и его грандиозные деяния воспринимались современниками в разных странах как знак особой милости богов. Империя, созданная Александром Великим, явилась первым опытом создания «мировой» полиэтничной державы. Этот опыт сделал возможным феномен Римской империи, идея которой сохраняла своё влияние вплоть до развитого Средневековья и проявлялась позднее в европейской политике Нового и Новейшего времени. В античной культуре представление об Александре Великом приобрело возвышенно-героический оттенок. Его образ постепенно становился одним из важнейших составляющих в самосознании и культуре народов Средиземноморья. Культ Александра Великого как основателя государства был важным компонентом идеологии почти всех царств эпохи эллинизма. В Александрии, столице Египта Птолемеев, сохранялась и почиталась гробница царя. Царствование Александра Великого нашло своё отражение в дошедших до нас исторических трудах Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) и Помпея Трога (около н.э.; сохранилось в эпитоме Юстина, писателя II в. н.э.); описанию жизни и походов Александра Великого посвящены сочинения Курция Руфа (около I в. н.э.), Плутарха (конец I – начало II вв. н.э.) и Флавия Арриана (II в. н.э.). Ни один из этих авторов не был свидетелем событий эпохи Александра Великого; они пользовались несохранившимися более ранними сочинениями, в том числе и ближайших сподвижников Александра Великого: Каллисфена, Птолемея, Аристобула и др. Хотя сведения, приводимые античными историками об Александре Великом и выглядят в некоторых случаях недостоверными, в их трудах заметно стремление отделить реальные факты из жизни Александра Великого от многочисленных легенд, возникших вокруг его имени. Наиболее популярным произведением античной литературы об Александре Великом стал «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена. Это сочинение приписывалось традицией перипатетику Каллисфену, одному из спутников и официальному историографу царя, казнённому им по подозрению в заговоре. Роман сложился в III в. н.э. из различных более ранних повестей легендарного характера. Содержание его отразило представления об Александре Великом самых широких слоёв общества. Он предстаёт здесь в эпико-мифологическом ореоле: легенда о рождении от египетского царя-мага Нектанеба, борьба с гигантами, чудеса далёких стран. Произведение возвеличивает царя как завоевателя и повелителя всего мира, демонстрируя его «божественность». Сохранились также небольшие сочинения, связанные с Александром Великим: письмо Александра Великого к Аристотелю о чудесах Индии, диалог Александра Великого с брахманами, «О последних днях Александра». Все эти произведения в том или ином виде повлияли на содержание «Романа об Александре». В Ветхом Завете держава Александра Великого возникает в апокалиптических видениях пророка Даниила, открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырёх последовательно сменяющих друг друга царств – «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю» (Дан. 2:32–39).

 



 
PR-CY.ru