Словарь по христианству А АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ – школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, как полагают исследователи, со времён Солона (начало VI в. до н.э.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. После первой сицилийской поездки, когда Платон познакомился с Дионом (387 г.), придворным тиранна Сиракуз Дионисия Старшего, он приобрёл небольшое имение недалеко от Платоновской Академии и вёл занятия либо у себя, либо в гимнасии, причём и здесь и там Платон устроил святилища в честь Муз. По мнению исследователей, школа Платона – созданный по его личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа, – образуется в 380 гг., и в ней по инициативе и по образцу Платона начинают писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизируют с другими сократиками, софистами и риторами, ведут диспуты и занимаются математикой. Когда Платон во второй раз едет на Сицилию (367–366 гг.), в Платоновской Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты). Последовательность схолархов Платоновской Академии после смерти Платона (347 г.) восстанавливается на основе, прежде всего, «Списка академиков» Филодема, IV книги Диогена Лаэртского и статьи из «Суды». На Филоне из Ларисы, который в 88 г. покинул Афины, не оставив преемника, прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Платоновской Академии. Ученик Филона Антиох Аскалонский разрывает с учителем ещё при его жизни и основывает собственную школу, к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении истории Платоновской Академии ему следовал Цицерон. Тройное членение Платоновской Академии представлено в «Списке академиков»: Средняя начинается с Аркесилая, Новая – с Лакида (аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Платоновской Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Платоновской Академии Секст Эмпирик. По тому же Сексту, круг Филона и Хармида составил четвёртую Платоновскую Академию, стремившуюся подчеркнуть единство Платоновской Академии, что давало возможность постепенного перехода к догматизму. Школу Антиоха Секст называет пятой Платоновской Академией. Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруте» (332 г.), написанном в 46 г. как глава Древней Платоновской Академии, но уже осенью 45 г. его, как полагают исследователи, не было в живых, т.к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик Древней Академии, Аристон Александрийский, также перешёл в Перипат (школу Аристотеля, получившую это название после того, как преемник Аристотеля Теофраст приобрёл для занятий перипат – крытую галерею). Согласно Плутарху, Марк Юний Брут в августе 44 г. слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста».

 



 
PR-CY.ru