Словарь по христианству А АНИСИЯ

АНИСИЯ

АНИСИЯ (ум. в 286–305 гг.) – мученица Фессалоникийская (память 30 декабря). Пострадала при императоре Максимиане. Сохранились два греческих Жития Анисии: первое предположительно принадлежит Симеону Метафрасту, второе – диакону и референдарию Григорию; похвальное Слово Анисии написано Константинопольским  патриархом Филофеем Коккином (XIV в.). Анисия родилась в Фессалонике в христианской семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. Анисия вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита римским воином, который хотел насильно увлечь её на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впоследствии над местом её погребения построили церковь. Память Анисии содержится 30 декабря в большинстве греческих календарей, указывается в Минологии Василия II, Синаксаре Константинопольской церкви X в., Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в., Феодора Продрома начала XII в. и др. Наиболее ранним свидетельством почитания Анисии на Руси является упоминание её памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод краткого Жития Анисии, включённый в русский нестишной Пролог (древнейший список – Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII в.). В первой половине XIV в. Житие Анисии было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В Великих Минеях Четьих помещены краткие Жития из Стишного и нестишного Прологов. Память Анисии (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой церкви X в. Различные редакции уставов, как студийских – Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г., Евергетидского Типикона первой половины XII в., так и иерусалимских – Типикона, используемого ныне в Русской православной церкви, первопечатного русского Типикона, указывают 30 декабря совершение службы двух святых без знака в соединении с попразднством Рождества Христова. Студийско-Алексиевский Типикон предписывает совершать службу апостола Тимона и Анисии, остальные уставы – службу Анисии и преподобной Мелании, пение последования которой перенесено с 31 декабря (из-за отдания праздника Рождества Христова). Последование Анисии в современных славянских и греческих печатных Минеях, состоящее из трёх стихир на «Господи воззвах» четвёртого гласа, канона четвёртого гласа Феофана с седальном и кондаком, известно уже по рукописным Минеям студийской традиции. В греческих рукописях сохранился анонимный канон Анисии четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа.

 
PR-CY.ru