Словарь по христианству А АФРААТ

АФРААТ

АФРААТ (IV в.) – преподобный (память в Греческой церкви 29 января). Житие Афраата известно из сочинений Феодорита Кирского, который рассказывает о том, что в детстве посещал келью преподобного в сопровождении матери. Пренебрегая возможностями, которые давало Афраату происхождение из знатного персидского рода, он принял христианство, покинул родину и отправился в Эдессу. Прожив там некоторое время в уединении, перебрался в Антиохию, где стал изучать греческий язык. Вскоре к нему начали приходить за наставлениями и советами. Афраат жил в одиночестве, с посетителями, особенно с женщинами, беседовал через дверь, но тех, кто просил, впускал к себе, никогда не принимал подарков, ел только хлеб и лишь в старости – немного овощей. Во время гонений при императоре Валенте Афраат покинул свою келью и отправился на собрание христиан. Его увидел император и сказал, что тому, кто избрал уединение, не следует покидать келью. В ответ Афраат предложил императору решить, как надо поступить деве, которая не должна отлучаться из отцовского дома, если бы дом вдруг загорелся: сидеть, как и полагается, в своей комнате или броситься тушить пожар? Упрекать надо не того, кто пытался погасить огонь, а того, кто виноват в случившемся. Император промолчал, но евнух из его свиты принялся оскорблять святого; через некоторое время евнуха нашли сварившимся в горячей ванне, которую он должен был приготовить для Валента. Феодорит приводит много притч и описаний чудес, которые совершал Афраат, например, исцеление любимого коня императора. Исследователи советуют не путать этого Афраата с восточно-христианским церковным писателем Афраатом по прозвищу Персидский Мудрец. Память Афраата отмечается в западных Мартирологах под 7 апреля, в византийских календарях под 28 января память Афраата указана в Петровом Синаксаре XI в., под 29 января – в Синаксаре Константинопольской церкви X в., парижском 1063 г. и оксфордском 1329 г. списках Типикона Великой церкви и стишных синаксарях; под 27 октября – в некоторых рукописных стишных синаксарях. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греческих церквах, по шестой песни канона утрени, помещено упоминание Афраата без синаксаря.

 
PR-CY.ru